Экологические услуги для предприятий в Санкт-Петербурге — ЭкоПромЦентр
centr@ecopromcentr.ru +7 (495) 128-93-67
Экологическая отчетность 2022
Стоимость разработки проекта ПНООЛР

Экологическая отчетность 2022

27.12.2021

Экологическое законодательство меняется ежегодно. Природопользователям приходится держать руку на пульсе происходящих событий, чтобы вовремя отчитаться по экологии. Это позволяет избежать штрафов и проверок надзорных органов. 2021 год не стал исключением - изменения коснулись и проектной, и отчетной части. Что готовит нам экологическая отчетность 2022? Рассказываем в традиционной ежегодной статье о видах и сроках экологической отчетности.

Заказать экологическую отчетность
  1. Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов
  2. Подтверждение НООЛР (технический отчет по обращению с отходами в 2022 году)
  3. Форма 2-ТП (отходы)
  4. Форма 2-ТП (воздух)
  5. Форма 2-ТП (водхоз)
  6. Отчет по форме 4 – ОС (текущие затраты)
  7. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  8. Отчет по программе ПЭК
  9. Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
  10. Инвентаризация выбросов 2022
  11. Таблица с отчетностью для всех категорий НВОС

Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для объектов III категории

Раньше мы знали этот вид отчетности как «отчетность МСП». Отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса теперь в прошлом. С тех пор, как всех природопользователей разделили на категории в зависимости от степеней негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Это произошло 1 января 2019 года, когда вступили в силу изменения в законодательстве. Теперь похожую отчетность сдают только объекты III категории (в уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов).

Статья 18 Федерального закона № 89 гласит, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) теперь разрабатываются только для объектов I и II категории.
  • I категория – в составе КЭР;
  • II категория – в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДОВОС).
Для объектов этих категорий предусмотрены другие формы контроля. Для объектов IV категории разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов согласно ФЗ № 89 устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. При этом отдельная форма отчетности, которую должны сдавать предприятия III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена.

Старая форма (утвержденная Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30), отменена с 1 января 2021 года полностью. Однако в конце 2019 года вышла поправка в закон, согласно которой указанную отчетность нужно предоставлять в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды. Про этот вид отчетности мы расскажем далее.

Подтверждение НООЛР (технический отчет по обращению с отходами в 2022 году)

Раньше технический отчет был основной формой отчетности по отходам. 10 лет назад его сдавали вообще все предприятия. Тогда проект НООЛР нужен был всем. Потом от данной обязанности освободились предприятия МСП (и сдавали отчетность по отходам для МСП, о которой мы писали выше). Так продолжалось до 1 января 2019 года. Проект НООЛР тогда действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи технического отчета. С тех пор ситуация кардинально поменялась.

Нужно ли сейчас сдавать технический отчет за 2021 год? И если да, то кому именно необходимо его сдавать. Рассказываем!

На сегодняшний день нормативы образования отходов и лимиты на их размещение рассчитываются только для объектов I и II категорий. Для объектов ОНВ, относящихся к I категории и II категории (если для них тоже есть возможность получить КЭР), НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения. Для объектов II категории, которые не собираются получать КЭР, каждые 7 лет представляется декларация о воздействии на окружающую среду. Такая декларация содержит расчеты нормативов и лимитов по отходам, но отдельно НООЛР для таких объектов не утверждаются. Закон дает большой переходный период для этих категорий объектов.

Старая разрешительная документация (полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года) действует до конца срока действия таких разрешений, либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС. Подтверждение этому можно найти в ФЗ от 25.12.2018 № 496. Кроме того, для I категории есть отсрочка по получению КЭР. В этот период для таких объектов можно разрабатывать НООЛР, как раньше, и получать «лимиты» на отходы. А для II категории нужно подавать ДОВОС тогда, когда хотя бы одно из старых разрешений закончится по сроку. Объектам III категории нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета по ПЭК. Для IV категории ПНООЛР больше не действуют. Соответственно, экологическая отчетность 2022 не включает подачу технического отчета.

Главная новость по теме: Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» отменен с 1 января 2021 года. Сейчас действует новый порядок, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Теперь НООЛР утверждаются для объектов I категории в составе КЭР. И для объектов II категории (если для них тоже есть возможность получить КЭР) сроком на 7 лет. То есть на весь срок действия КЭР. Если комплексное экологическое разрешение продляется, то и нормативы на отходы тоже могут продеваться. Согласно приказу № 1029, для объектов I категории с отсрочкой КЭР, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение могут оформляться «по-старому» (то есть Решением об утверждении НООЛР). В этом случае документ будет действовать не 7 лет, а 5 лет.

Так что же насчет представления технического отчета? В приказе № 1029 о нем нет ни слова. Зато в приказе описана процедура переоформления НООЛР: переоформление ноолр переоформление ноолр Технический отчет упоминается в Административном регламенте Росприроднадзора, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437: технический отчет лимитов отходов Однако регламент ссылается на Методические указания, утвержденные еще Приказом Минприроды № 50. Этот приказ уже не действует. Теперь методика расчета НООЛР представлена в Приказе Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». В данном приказе тоже нет ничего про технические отчеты. Для разъяснения этого вопроса вышло письмо Минприроды России от 05.03.2021 № 25-50/2702-ОГ «О переоформлении документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», согласно которому: документы ноолр Исходя из письма и анализа всех отмененных и новых нормативно-правовых актов в этой сфере, делаем вывод, что с этого года про технические отчеты можно забыть навсегда независимо от категории объекта.

Форма 2-ТП (отходы)

На текущий момент отчет 2-ТП (отходы) необходимо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 № 627 с изменениями, внесенными Приказом Росстата от 13.11.2020 № 698. Новая форма 2-ТП (отходы) действует начиная с отчета за 2020 год. Кто обязан подавать отчет по форме 2-ТП (отходы):
  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:
  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (то есть, только накопление).
Напоминаем, представить форму 2-ТП (отходы) нужно в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2022 года. В форме нужно указывать фактическое образование отходов. При этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

При наличии у ЮЛ обособленных подразделений отчет заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юрлицу без этих обособленных подразделений. Временно неработающие организации (на которых в течение части отчетного периода велась деятельность) форму 2-ТП (отходы) предоставляют с указанием, с какого времени они не работают.

Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления формы 2-ТП (отходы).

Организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления статсведений:
  • после вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о его ликвидации.

Форма 2-ТП (воздух)

Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор по месту учета объектов ОНВ до 22 января года, следующего за отчетным. Соответственно – 22 января 2022 года для начавшейся отчетной кампании. Для этой формы методическая основа не менялась уже с 2018 года. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 регламентирует форму данной отчетности. Лица, обязанные подавать отчетность – те, которые имеют стационарные источники выброса. Независимо от того, есть ли на них очистные установки или нет.

Сведения предоставляются юрлицами или ИП, в результате деятельности которых:
  • объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 т/год;
  • объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 т/год включительно при наличии веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
В случае если объекты негативного воздействия, эксплуатируемые юридическим лицом или ИП, находятся на территории разных субъектов РФ, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту.

Форма предоставляется только при наличии наблюдаемого события, то есть выбросов загрязняющих веществ. Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, форма заполняется исходя из фактического выброса. При представлении отчета 2-ТП (воздух) не имеет значения категория объекта и наличие разрешительных документов.

Форма 2-ТП (водхоз)

Отчет по форме 2-ТП (водхоз) готовят все водопользователи, которые сбрасывают ЗВ в водные объекты. Изменения в форму 2-ТП (водхоз) внесены Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118. Подать отчет 2-ТП (водхоз) в ТО Росводресурсов нужно до 22 января 2022 года. Форму 2-ТП (водхоз) предоставляют следующие категории лиц:
  • осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
  • осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
  • получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
  • получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
  • имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.

Отчет по форме 4 – ОС (текущие затраты)

По форме 4-ОС в 2020 году вышел приказ Росстата от 21.07.2020 № 399. Форму 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды» предоставляют ИП и ЮЛ осуществляющие природоохранную деятельность. Согласно приказу: экологическая отчетность 2022 форма 4-ос Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным. При наличии у юрлица обособленных подразделений форма заполняется:
  • по каждому обособленному подразделению;
  • по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Временно не работающие организации и организации-банкроты не освобождаются от представления этой формы!

Экологическая отчетность 2022: Декларация о плате за НВОС

В рамках экологической отчетности 2022 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Срок подачи декларации о плате за НВОС – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц: экологическая отчетность 2022 плата за нвос Итак IV категории плату за НВОС вносить не нужно. Раньше стоял вопрос о необходимости платить за НВОС тем, кто не имел категории. Однако сейчас ситуация прояснилась. Приказ Минприроды № 1029 от 28.09.2015 г., определял критерии определения категории объектов. Но документ попал в «регуляторную гильотину» (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496).

С 2021 года этот приказ прекратил свое действие. Он заменен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Основными нововведениями данного приказа является:
  • распределение по категориям объектов строительства (в зависимости от сроков строительства они могут быть III или IV категорий);
  • редакция критериев, согласно которой теперь все объекты, которые ранее по критериям не подходили ни в одну из категорий, могут быть отнесены именно к III категории.
Понятие «бескатегорийный объект» осталось в прошлом. Но по факту ситуация с внесением платы для них осталась прежней. Раньше бескатегорийные должны были вносить плату, так как выпадали из правового поля. Теперь они должны будут платить, так как относятся к III категории. За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы.

При размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих НВОС, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается. Однако отсутствие такого воздействия нужно доказывать. При расчете платы действуют дополнительные коэффициенты согласно ч. 5 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ:
Коэффициент Выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водную среду Размещение отходов
0 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ передача образовавшихся отходов, подлежащих накоплению, на использование (утилизацию) или использование в собственном производстве
1 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС размещение отходов в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об отходах
25 выбросы, сбросы ЗВ в пределах ВРВ, ВРС, а также при выходе за пределы количества, указанного в отчетности для объектов III категории размещение отходов с превышением лимитов либо объемов, указанных в декларации ОВОС, отчетности об отходах
100 выбросы, сбросы ЗВ, превышающие установленные объемы/массу для объектов I категории либо указанные в декларации ОВОС для объектов II категории
Для объектов I и II категории с 2020 года за нарушение нормативов НДВ, ВСВ, НДС, ВСС плата взимается в 25-кратном и 100-кратном размере. Объекты II категории, подавшие ДОВОС, платят за указанные в ней объемы и массы выбросов и сбросов. Если они превышены по сравнению с указанными в ДОВОС, придется платить в 25-кратном и 100-кратном размере.

Важно!

ДОВОС – декларация о воздействии на окружающую среду, не путать с декларацией о плате.
Для объектов III категории плата за НВОС взимается без повышающих коэффициентов в случае своевременной сдачи указанной выше отчетности об образовании отходов в составе отчета по ПЭК. В 25-кратном – в случае превышения количества выбросов/сбросов/отходов, указанных в соответствующей отчетности. Еще в 2019 году появился долгожданный порядок зачета и возврата сумм излишне взысканной платы. В 2020 году появилась его новая редакция.

Согласно Приказу Росприроднадзора № 334, зачет сумм излишне уплаченной платы производится по тем видам НВОС. А также по кодам ОКТМО, по которым исчислялась и вносилась плата. Зачет осуществляется Росприроднадзором по месту нахождения объектов ОНВ. Для этого нужно подать заявление в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления. При этом сначала нужно подписать без разногласий акт сверки с Росприроднадзором.

Экологическая отчетность 2022: Отчет по программе ПЭК

Программа ПЭК должна быть разработана для каждого объекта ОНВ с I по III категорию. Форма для разработки есть в Приказе Минприроды России от 28.02.2018 № 74. Отчетность по программе производственного экологического контроля представляет собой ежегодный отчет о выполнении программы ПЭК для объектов I-III категории.

В программу ПЭК входит контроль:
  • за выбросами в атмосферный воздух;
  • за сбросами в водные объекты;
  • за деятельностью по обращению с отходами.
Отчетность по проведенным мероприятиям ПЭК подается до 25 марта 2022 года. Приказ Минприроды России от 23.06.2020 № 383 изменил форму отчета. В частности, появились таблицы, в которых приводятся утвержденные квоты на выбросы. Но если таковые имеются на вашем предприятии в рамках эксперимента по квотированию.

Гораздо большего количества природопользователей коснулось изменение, вводящее в отчет несколько таблиц по обращению с отходами. Ранее в отчете вообще не предоставлялась информация о движении отходов. После этого был закрыт вопрос о «замене» старой отчетности для малого и среднего предпринимательства. Сейчас эта отчетность неактуальна.

Ранее III категория не могла отчитаться по обращению с отходами ни по одной из форм. Теперь это возможно в рамках отчетности ПЭК. В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК. Они содержатся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522. Методика помогает разобраться в заполнении таблицы отчета, чтобы соответствовать стандартам экологической отчетности 2022 года.

Экологическая отчетность 2022 о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Объекты III категории обязаны представлять в уведомительном порядке отчетность о выбросах ЗВ в атмосферный воздух. Это подтверждает Федеральный закон № 96. На сегодняшний день мы не имеем утвержденной формы данной отчетности.

При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 № 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
  • содержащего информацию (в том числе о выбросах ЗВ) отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона № 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах ЗВ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчетности нет необходимости. Важно иметь в виду, что в некоторых регионах есть местные нормативные акты. Они вводят свои формы и порядок представления такого вида отчетности. Например, Приказ Минприроды Удмуртской Республики от 27 мая 2019 года № 581.

Инвентаризация выбросов 2022

Изменен порядок проведения инвентаризации выбросов. Он содержится в Приказе Минприроды России от 19.11.2021 № 871. Теперь подробно разъяснен порядок инвентаризации передвижных источников. Соответственно, теперь в отчете об инвентаризации выбросов появится отдельная таблица с документированием передвижных источников выбросов и их параметров. Если уже проведенная инвентаризация не соответствует Приказу Минприроды № 871, отчет надо корректировать. Главное успеть это сделать за год после вступления закона в силу – с 1 марта 2022 года.

Таблица с отчетностью для всех категорий НВОС

требования законодательства к объектам нвос

Команда специалистов ЭкоПромЦентра оперативно подготовит всю необходимую экологическую отчетность. Мы регулярно отслеживаем все актуальные требования природоохранного законодательства к объектам НВОС. Наши экологи бесплатно проконсультируют, и подготовят перечень всей необходимой отчетности для вашей организации.

Обратитесь к нам прямо сейчас любым удобным способом: по телефону — +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!

Оставить заявку

Связь с нами

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сертификат