В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 96 юрлица и ИП, которые осуществляют деятельность на объектах ОНВ, проводят инвентаризацию источников выбросов. При инвентаризации учитываются выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются на объекте ОНВ.
Полученные сведения оформляются в отчет и хранятся. В 2021 году вышел новый порядок инвентаризации источников выбросов. В свою законную силу Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 вступил 1 марта 2022 года.
Проведение инвентаризации выбросов
Инвентаризация проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов устанавливается Правительством.
Для объектов, которые вводятся в эксплуатацию, инвентаризацию стационарных источников нужно провести не позднее чем через 2 года после получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Инвентаризация, корректировка, документирование и хранение ее данных проводятся в порядке, установленном Минприроды России.
Корректировка данных инвентаризации нужна в случаях:
- изменения технологических процессов;
- замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов;
- обнаружения несоответствия между выбросами и данными последней инвентаризации;
- изменения требований к порядку проведения инвентаризации;
- в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
В Приказе Минприроды России от 07.08.2018 № 352 была одна несостыковка с действующими требованиями федерального закона. Давайте рассмотрим ее подробнее. Приказ № 352 ранее определял правила проведения инвентаризации только для стационарных источников выбросов. В то время как Федеральный закон от 26.07.2019 № 195 внес изменения в пункт 1 статьи 22.
Теперь обязательным является проведение инвентаризации не только стационарных, но и передвижных источников выброса, о чем было сказано в начале статьи. При этом прочие пункты статьи про инвентаризацию про передвижные источники ничего не говорят.
Именно из-за этого продолжается долгий спор о том, нужно ли инвентаризировать передвижные источники? И если нужно, то как? Ведь порядка их инвентаризации нет.
Отличия стационарных и передвижных источников
Передвижной источник – это транспорт. Определить, что является транспортом, а что нет, довольно просто. Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»:
Транспортные средства - это устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.
Закон о госрегистрации транспортных средств уточняет, что ТС - наземное самоходное устройство на колесном ходу с мощностью двигателя более 4 кВт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп). Значит, в случае инвентаризации источников выбросов в качестве передвижных источников чаще всего идет речь о дорожной технике, спецтехнике и автомобильном, железнодорожном, авиационном и другом транспорте.
Соответственно, до выхода самого последнего приказа о порядке инвентаризации законом и подзаконными актами не было определено досконально, нужно ли включать в результаты инвентаризации выбросы от работы транспорта и спецтехники.
Разбор нового порядка инвентаризации выбросов (главные изменения)
В начале декабря 2021 года появился Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871. Он содержит новый порядок инвентаризации выбросов. В приказе № 871 описаны важные нововведения по этому вопросу. Так, в самом начале документа указано следующее:
"При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты".
Этот пункт говорит о том, что передвижные источники теперь включаются в инвентаризацию. Далее, согласно пункту 5 нового порядка инвентаризации, при проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные источники, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и эксплуатируются на данном объекте.
При этом акцентируется внимание на том, что хозяйствующий субъект вправе не учитывать выбросы передвижных источников в случае, если на объекте ОНВ не осуществляется промышленное производство, и если на объекте эксплуатируются исключительно легковые автомобили и (или) автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.
Таким образом, передвижные источники включаются в инвентаризацию далеко не во всех случаях. Теперь каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Но, по крайней мере, это избавляет от инвентаризации передвижных источников следующие категории объектов ОНВ:
- небольшие офисные предприятия;
- школы;
- детские сады;
- и прочие небольшие объекты с автотранспортом на балансе.
Далее в пункте 5 дается перечень видов передвижных источников. В них включены такие виды как:
- автомобильный транспорт;
- строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов, постоянно или временно эксплуатирующаяся на объекте ОНВ;
- самолеты и иные воздушные суда;
- железнодорожный транспорт;
- водные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся на объекте.
Кроме того, учитываются выбросы от передвижных источников выброса на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников. В случае, если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации как выбросы от стационарных источников, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.
В случае, если уже проведенная инвентаризация не соответствует приказу № 871, отчет надо корректировать. Причина в изменении законодательства в сфере инвентаризации источников выбросов. Это можно было успеть сделать за год после вступления закона в силу, то есть с 1 марта 2022 года.
Новый порядок инвентаризации выбросов описывает тонкости учета передвижных источников. В ходе работ определяются маршруты их передвижения по территории объекта, скорости движения и режимы эксплуатации.
Передвижные источники нумеруются отдельно, при этом используется индекс «п». (№ 0001п и далее). Для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ используются преимущественно расчетные методы. Данные о выбросах от передвижных источников указываются в виде таблицы. Ее образец приведен в таблице 3.8 приложения № 3 к порядку.
Проведем инвентаризацию выбросов и подготовим отчет даже в сжатые сроки. Получите бесплатную консультацию по телефону — +7 (812) 425-61-45.
Специалисты ЭкоПромЦентра готовы оперативно рассмотреть Вашу заявку на сайте.