Экологические услуги для предприятий в Санкт-Петербурге — ЭкоПромЦентр
centr@ecopromcentr.ru +7 (495) 128-93-67
Основание для проведения ОВОС
Стоимость разработки проекта ПНООЛР

Основание для проведения ОВОС

11.10.2022

ОВОС – это оценка экологического эффекта от реализации той или иной хозяйственной деятельности на конкретной территории.

В этом материале мы дадим разъяснения по актуальной нормативно-правовой базе, на основании которой проводится оценка воздействия на окружающую среду.
  1. Нормативно-правовая база ОВОС
  2. Этапы проведения ОВОС
  3. ОВОС и ПМООС
  4. Экологическая экспертиза

Нормативно-правовая база ОВОС

ОВОС базируется на принципах, закреплённых в международных соглашениях, основное из которых – Конвенция ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Конвенция подписана еще СССР в 1991 г., но в РФ не ратифицирована. Тем не менее, на ее принципах основаны российские правовые основы ОВОС.

Оценка воздействия на окружающую среду закреплена в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 32.

Новый приказ от 1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» вступил в силу с 1 сентября 2021 г. и действует шесть лет. Он заменил собой старый приказ от 16 мая 2000 г. № 372, который уже утратил актуальность.

Этапы проведения ОВОС

Согласно методике, этапы процедур проведения ОВОС включают:
  1. предварительную оценку со сбором информации о планируемой деятельности с ее целями, альтернативами, сроками, о состоянии окружающей среды, о возможных воздействиях на нее;
  2. составление проекта технического задания, подготовка уведомления об общественных обсуждениях проекта ТЗ;
  3. проведение общественных обсуждений проекта ТЗ, анализ замечаний и утверждение ТЗ;
  4. проведение исследований по ОВОС, включающих определение характеристик деятельности, анализ исходного состояния территории строительства, описание альтернативных вариантов планируемой деятельности и выявление ее последствий для природы и человека, а также оценку воздействия этой деятельности, составление мероприятий по предотвращению влияния деятельности, основы программы ПЭК и ПЭМ.
  5. формирование предварительных материалов ОВОС;
  6. подготовку уведомления о проведении общественных обсуждений материалов предварительных ОВОС;
  7. проведение общественных обсуждений;
  8. анализ и учет замечаний, предложений, поступивших от общественности;
  9. формирование окончательного варианта материалов ОВОС.
Итоговые материалы по результатам ОВОС утверждаются заказчиком. Далее их можно использовать при подготовке обосновывающей документации по планируемой деятельности. В том числе материалы оценки воздействия на окружающую среду можно представлять на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (в случае ее проведения) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Таким образом, ОВОС необходим для всех объектов, которые проходят государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

ОВОС и ПМООС

Раньше материалы ОВОС составлялись по принципу сокращенного копирования ПМООС. Теперь, с выходом приказа № 999, требования к материалам ОВОС отличаются от ПМООС.

Особенно четко составлены требования к техническому заданию на ОВОС, к уведомлениям о проведении общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС, а также непосредственно к составу материалов ОВОС в их окончательном виде.
При этом проработаны отдельные требования для материалов оценки воздействия на окружающую среду по различным особым территориям и ситуациям. Отдельно существуют требования к материалам ОВОС, которые пойдут на государственную экологическую экспертизу.

Особое внимание уделяется организации и проведению общественных обсуждений, дается конкретный список информации, которая должна быть отражена в протоколах обсуждений, в опросных листах, в журналах учета замечаний и предложений общественности.

Экологическая экспертиза

ОВОС проходит экологическую экспертизу государственного или регионального уровня. Отметим, что если объект прошел Государственную экологическую экспертизу и получил положительное заключение, то при прохождении после этого обычной экспертизы (даже государственного уровня) разделы ПМООС и ОВОС на предмет соответствия законодательству в сфере ООС проверять уже не будут.

Согласно закону об экологической экспертизе № 174, статья 11, объектами, подлежащими ГЭЭ, является проектная документация следующих объектов:
  • объектов капитального строительства (ОКС), которые будут строить в границах ООПТ федерального значения (за некоторым исключениями);
  • уникальных сложных ОКС, оборонных объектов в границах ООПТ регионального и местного значения;
  • объектов утилизации ТКО для получения энергии, объектов обезвреживания и размещения отходов, проекты рекультивации земель, использованных для свалок;
  • искусственных земельных участков на воде;
  • проекты ликвидации горных выработок с использованием отходов чермета;
  • ОКС I категории (за некоторыми исключениями);
  • проекты АЗС, складов ГСМ в границах водоохранных зон на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, объектов ФСБ, объектов энергообеспечения Калининградской области;
  • ОКС, строящихся в границах Байкальской природной территории (за некоторыми исключениями);
  • ОКС, строящихся в Арктической зоне Российской Федерации (за некоторыми исключениями);
  • спецхранилищ агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.
Кроме того, государственной экологической экспертизе подлежат объекты, которые уже имеют положительное заключение ГЭЭ, но произошли изменения, доработки проекта, либо объект построен с отклонениями от изначального проекта, либо срок действия положительного заключения ГЭЭ истек.

Получите бесплатную консультацию по ОВОС от специалистов ЭкоПромЦентра по телефону — +7 (812) 425-61-45, или в один клик!

Проконсультироваться
Связь с нами

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сертификат