Экологические услуги для предприятий в Санкт-Петербурге — ЭкоПромЦентр
centr@ecopromcentr.ru +7 (495) 128-93-67
Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов 2 категории

Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов 2 категории

22321
4 минуты
(0)
Дата публикации: 20.04.2021
Дата обновления: 16.04.2025
Заказать ДВОС

Что такое ДВОС

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
  • объекты 1 категории – оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • объекты 2 категории – оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты 3 категории – оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты 4 категории – оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии категорий регламентированы Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Согласно критериям ко второй категории относятся объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие.

Критерии отнесения объекта ко 2 категории

В данную группу включаются:
  • объекты по обеспечению электроэнергией, газом и паром;
  • объекты по добыче руды драгоценных и других металлов;
  • металлургическое производство;
  • производство стекла, керамики, фарфора, цементного клинкера, извести, силикатного кирпича;
  • по сбору и обработке сточных вод с очисткой;
  • по производству бумаги и картона, текстильных изделий, кожи;
  • по производству продуктов (мясо, масла и жиры, молочная, овощная, фруктовая продукция);
  • объекты птицеводства и свиноводства, разведения КРС;
  • объекты с использованием гальванических процессов и органических растворителей;
  • объекты с ядерными установками и добыче урана и тория, с радиационными источниками и пунктами хранения ядерных материалов, по хранению и уничтожению химического оружия,
  • трубопроводы газа и нефти;
  • объекты производства графита, газа, сырой нефти, асбеста, по складированию нефти и нефтепродуктов, пестицидов и агрохимикатов;
  • объекты по обращению с отходами (некоторые виды);
  • объекты с расплавом минеральных веществ;
  • крупные речные и морские порты, крупные аэропорты, объекты инфраструктуры железной дороги.
Все перечисленные объекты относятся ко 2 категории при условии использования определённого оборудования, либо с определёнными производственными мощностями. Если мощность выше или ниже указанной – объект относится к другой (I или III) категории.

Воздействие на окружающую среду объектов 2 категорий должно быть задекларировано. В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды», декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) представляется в бумажном виде или электронном виде с ЭЦП. Для объектов, подлежащих федеральному уровню надзора, декларация подается в Росприроднадзор. Для регионального уровня надзора – в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ. Уровень надзора определяется в соответствии с требованиями постановления Правительства России от 28 августа 2015 г. № 903.

Содержание ДВОС

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие данные:
  • наименование, организационно-правовая форма и адрес юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя-собственника объекта НВОС;
  • код объекта НВОС;
  • вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции;
  • информация о реализации природоохранных мероприятий;
  • данные об авариях и инцидентах за предыдущие семь лет;
  • декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
  • информация о программе ПЭК.
Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Декларация представляется один раз в 7 лет при условии, что технологические процессы, качественные и количественные характеристики выбросов и сбросов неизменны. Если изменения произошли до истечения 7 лет, необходимо сначала актуализировать сведения об объекте НВОС, получить новое свидетельство на объект, а затем подать обновленную ДВОС.

Форма ДВОС

Форма Декларации о воздействии на окружающую среду, порядок ее заполнения и подачи утверждены уполномоченным органом власти.

Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509 действует до 1 сентября 2025 года. Далее в силу вступает утвержденный Приказ Минприроды России от 19.03.2025 № 117 и новая форма ДВОС.

В случае изменения характеристик технологических процессов, источников выбросов внесение изменений в ДВОС проводится одновременно с актуализацией сведений об объекте негативного воздействия.

Какая информация содержится в форме декларации

В утвержденной форме ДВОС содержится вся информация в соответствии с приведенными выше требованиями федерального закона. Согласно приказу, форма содержит следующие таблицы:
  • Виды и объем производимой продукции за 20__ год – Данные о видах и объемах продукции приводятся на основании данных бухгалтерского учета. Наименования и коды продукции приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
  • Информация о реализации природоохранных мероприятий;
  • Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы;
  • Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы – Таблицы заполняются на основании сведений «Журнала учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений» и «Журнала учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах»;
  • Масса или объем выбросов загрязняющих веществ – Раздел заполняется юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух. Информация будет почерпнута из результатов инвентаризации источников выбросов ЗВ. Нормативы ПДВ будут определяться с учетом рассеивания веществ и непревышения ПДК на нормируемых территориях. Перечень веществ, подлежащих государственному нормированию, утвержден распоряжением Правительства РФ № 1316-р от 08.07.15 г.;
  • Масса сбросов загрязняющих веществ – Раздел заполняется лицами, деятельность которых оказывает негативное воздействие на водные объекты. Данные сведения будут браться на основе расчета нормативов допустимых сбросов в водные объекты. Масса сбросов веществ в тоннах в год производится суммированием сбросов в тоннах в месяц, а указанная концентрация веществ в мг/м3 является максимальной за год;
  • Масса или объем образовавшихся и размещенных отходов – Раздел обязаны заполнить лица, деятельность которых связана с образованием и (или) размещением отходов. Фактически любая хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов, поэтому данный раздел будет заполняться всеми лицами, обязанными подать декларацию. Информация об обращении с отходами будет поступать из сводных данных учета движения отходов согласно Приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.
Нормативы образования отходов не будут рассчитываться в составе ДВОС. Декларируемые количества образующихся и размещаемых отходов будут являться, очевидно, фактическими их количествами за последний год. Согласно Федеральному закону № 219, расчет нормативов образования отходов будет производиться только в рамках получения комплексных экологических разрешений. Напомним, что для объектов 2 категории природопользователи по желанию имеют право подать заявку на получение КЭР.

Номенклатура отходов должна быть приведена в соответствие с Федеральным классификационным каталогом отходов. Образование отходов в год приводится равным максимальному количеству образовавшихся отходов конкретного наименования за период действия декларации (7 лет). Отходы можно размещать только на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

По сравнению с проектом декларации, в утвержденной ее форме присутствует новый раздел:
  • Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов
В данном разделе показываются не фактические, а декларируемые на будущие годы количества образования и размещения отходов. Хотя однозначных разъяснений на этот счет в приказе не дано.
  • Информация о программе производственного экологического контроля
Программа ПЭК составляется на основании требований Приказа Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109. Данный раздел ДВОС содержит сведения о дате утверждения программы ПЭК, о государственном органе представления отчета по программе и о дате последнего представленного отчета.
Согласно требованиям федерального закона и Приказу № 509, декларация содержит следующие приложения: Приложение 1. Расчет нормативов допустимых выбросов. Приложение 2. Расчет нормативов допустимых сбросов.

Расчет нормативов допустимых выбросов

Приказ о форме декларации и порядке ее заполнения не содержит конкретных указаний по расчету нормативов выбросов и сбросов. Данные указания будут включены в состав иной нормативной документации. Так, в августе 2018 года разработан проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». До сей поры расчет показателей выбросов в атмосферный воздух осуществлялся в соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

Однако Рекомендации сильно устарели, поэтому для расчета использовалось более современное Методическое пособие по аналитическому контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Санкт-Петербург, НИИ Атмосфера, 2012 г). Пособие не является НПА, и его можно считать лишь рекомендациями по разработке, что приводило к отсутствию универсальных требований по разработке нормативов в рамках работы по нормированию выбросов (проекты ПДВ). Проектом об утверждении методов предлагается установить новую единую методику расчета величин допустимых выбросов. Методика основана на определении нормативов выбросов с учетом рассеивания ЗВ в атмосферном воздухе.

Таким образом, чтобы подтвердить, что рассчитанные в рамках приложения к ДВОС нормативы выбросов не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, простого расчета качественно-количественных параметров выбросов будет недостаточно. Необходимо пройти полный путь, аналогичный работе по разработке проекта ПДВ в привычном виде.

Этапы составления приложения в ДВОС

1) Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ

Инвентаризация выбросов проводится на основании Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871. Документ заменил ранее действующий Приказ № 352 и Инструкцию по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991 г.). Инвентаризации подлежат вещества из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды». В ходе инвентаризации определяется количество источников выбросов, их тип, режимы работы, номенклатура выбрасываемых веществ и масса (объем) выбросов в граммах в секунду и в тоннах в год.

2) Расчет рассеивания загрязняющих веществ

При определении допустимых выбросов используются методы расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе». Расчет проводится с учетом фонового загрязнения. При этом приземные концентрации веществ не должны превышать установленные ПДК и ОБУВ на территориях с нормируемыми показателями (жилая зона, зоны рекреации и т.д.) в соответствии с СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Внимание!
При определении ПДВ для объекта НВОС учитываются показатели выбросов от проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию источников выбросов на объекте НВОС. Основанием этому служит утвержденная проектная документация в соответствии с этапами строительства (ввода в эксплуатацию) этих объектов.
3) Определение величин допустимых выбросов

Если нормативы допустимых выбросов не могут быть достигнуты разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды. Он включает в себя перечень мероприятий по снижению НВОС, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Срок реализации плана мероприятий не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. На период реализации мероприятий предусмотрено установление временно допустимых выбросов.

4) Оформление результатов расчета НДВ

Проект «Методов определения нормативов…» содержит указание на то, что рассчитанные НДВ в составе ДВОС будут переданы на рассмотрение в территориальные органы Роспотребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Таким образом, без платной санитарно-эпидемиологической экспертизы вновь не обойтись.

Расчет нормативов допустимых сбросов

В части расчета нормативов допустимых сбросов новых нормативно-правовых актов не разработано. На сегодняшний день для расчета НДС используется методика, утвержденная Приказом от 29 декабря 2020 года № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта.

Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 с учетом Перечня загрязняющих веществ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р.

НДС определяется на основе соответствия воды установленным нормативам качества воды для питьевого, хозяйственно-бытового, рыбохозяйственного водопользования. Величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных. В том числе дренажных вод на допустимую концентрацию ЗВ. Утверждение нормативов сбросов сейчас устанавливается на основании требований Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Порядок определения НДВ и НДС

Расчет НДВ и НДС производится для объектов 2 категории в составе приложений к ДВОС. Рассчитанные нормативы при условии их единовременного достижения и своевременного представления ДВОС будут являться нормативами воздействия. Нормативы не подлежат утверждению.

Выдача разрешений на выбросы и сбросы после подачи ДВОС для объектов 2 категорий не предусмотрена. Единственное исключение – если нормативы не могут быть достигнуты сразу. В данном случае выдается разрешение на ВРВ и ВСВ после подачи заявки в соответствии с установленной формой. При этом, разрабатывается поэтапный семилетний план мероприятий по достижению НДВ и НДС.

Сроки разработки ДВОС для объектов 2 категории

Спрогнозировать срок составления ДВОС сложно. Декларация состоит из трех разделов («воздух», «вода», «отходы»).

Можно отталкиваться от сроков проведения инвентаризации источников выбросов и проведения расчета рассеивания и определение НДВ (достигает 3 месяцев). Прибавляем к этому получение разрешения на пользование водным объектом (до 40 календарных дней) и определение НДС (около 1 месяца).

Помимо этого необходимо заполнить непосредственно формы декларации (около 2 недель), а также представить их на санитарно-эпидемиологическую экспертизу, и затем на рассмотрение в ТУ Росприроднадзора (около 2 месяцев).

Таким образом, примерный срок работ по составлению ДВОС с приложениями доходит до 8 месяцев.

Согласование ДВОС в надзорных органах не требуется.

Штрафы за несвоевременную подачу ДВОС или ее отсутствие

Штраф предусмотрен КоАП РФ, статья 8.5. Непредставление ДВОС, влечет наложение административного штрафа:
  •  на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
  •  на юридических лиц – от 50 000 до 200 000 рублей.

Команда специалистов ЭкоПромЦентра поможет Вам с подготовкой ДВОС гарантированно и в срок. Получите консультацию по телефону: +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте и мы свяжемся с Вами.

Оставить заявку

Связь с нами

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности