- Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов
- Технический отчет по обращению с отходами (НООЛР)
- Паспорта отходов
- Форма 2-ТП (отходы)
- Форма 2-ТП (воздух)
- Форма 2-ТП (водхоз)
- Форма 4 – ОС (текущие затраты)
- Декларация о плате за НВОС
- Отчетность по программе ПЭК
- Экологический сбор
- Таблица с отчетностью для всех категорий НВОС
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов
Раньше такая отчетность сдавалась ежегодно и называлась «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства». До 1 января 2019 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляли отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов.Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория негативного воздействия.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 18:
- Объекты I категории должны устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение только в рамках комплексного экологического разрешения (КЭР);
- Объекты II категории дают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в рамках декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
- Объекты III категории представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК). Подробнее об отчетности по программе ПЭК мы рассказываем далее;
- Для объектов IV категории не устанавливаются НООЛР и не подается отчётность по отходам.
Технический отчет по обращению с отходами (НООЛР)
До 1 января 2019 года технический отчет для подтверждения нормативов и лимитов по отходам сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ.После наступления 2019 года условия изменились. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сегодня разрабатываются только ЮЛ или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ). Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ). Кроме того, предприятия I категории, у которых еще нет КЭР (срок обязанности получения КЭР – до 2025 г.), могут еще раз получить разрешения на выбросы, сбросы и НООЛР по прежней схеме согласно п. 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ.
Для объектов II категории необходимо представить Декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, как уже говорилось выше, для него нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Для объектов IV категории ПНООЛР больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности за 2022 год подавать не нужно.
Внимание! Если категория объекта не определена, разрабатывать НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347.
В 2023 году НООЛР утверждаются сроком на 5 лет, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029.
Несмотря на то, что ни в законодательстве, ни в подзаконных нормативно-правовых актах не осталось упоминаний о техотчетах, административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437, в п. 96 все еще предусматривает подачу техотчета по НООЛР. Для разъяснения этого вопроса вышло письмо Минприроды России от 05.03.2021 № 25-50/2702-ОГ «О переоформлении документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Согласно этому делаем вывод, что в 2023 году про технические отчеты можно забыть навсегда независимо от категории негативного воздействия.
Паспорта отходов
Правила паспортизации отходов 1-4 классов опасности утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности». Паспорта отходов действуют бессрочно. Их согласованием занимается Росприроднадзор. О том, как составить паспорт отходов и согласовать его мы рассказали в отдельном материале.Форма 2-ТП (отходы)
Форму 2-ТП (отходы) подаем по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Эту отчетность обязаны предоставлять:- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
- операторы по обращению с ТКО.
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления формы 2-ТП (отходы).
Организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления статсведений:
- после вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
- после внесения в ЕГРЮЛ записи о его ликвидации.
В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
Отчет сдается в электронном виде через Личный кабинет природопользователя (или другие электронные сервисы подачи экологической отчётности), начиная с 2021 года бумажные отчеты не принимаются.
Форма 2-ТП (воздух)
Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор до 22 января года, следующего за отчётным. Соответственно, данные 2-ТП (воздух) за 2022 год подаются до 22 января 2023 года. Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661 утвердил форму данной отчетности.Лица, обязанные подавать 2-ТП (водхоз) – те, у которых есть стационарные источники выброса (независимо от того, есть ли на них очистные установки или нет), объемы разрешенных выбросов объекта негативного воздействия превышают 10 тонн в год или от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности. В случае если объекты негативного воздействия находятся на территории разных субъектов РФ, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту.
В 2022 году изменений в порядке подачи данной отчетности не было. Форма предоставляется только при наличии наблюдаемого события, то есть выбросов загрязняющих веществ. По передвижным источникам, а также по выбросам парниковых газов и озона отчет не заполняется. Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, форма заполняется исходя из фактического выброса. При представлении отчета 2-ТП (воздух) не имеет значения категория объекта и наличие разрешительных документов.
Отчет подается на основании сведений первичного учета выбросов. Отчет подают в электронном виде через ЛКПП либо другие сервисы экоотчетности.
Форма 2-ТП (водхоз)
Отчет для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. Форма 2-ТП (водхоз) утверждена приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2023 года! Список органов находится на официальном сайте Росводресурсов в разделе БВУ.Подают 2-ТП (водхоз) лица:
- осуществляющие сброс сточных вод (любого объема) и/или забор из водных объектов 50 м3/сутки и более (кроме объектов сельского хозяйства);
- получающие воду из систем водоснабжения от 300 м3/сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельхозпродукции (для таких объектов лимит – 150 м3/сутки);
- имеющие системы оборотного водоснабжения от 5000 м3/сутки.
Форма 4 – ОС (текущие затраты)
По форме этой отчётности в этом году вышел новый Приказ Росстата от 29.07.2022 № 530, который заменил приказ Росстата от 21.07.2020 № 399.Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды» предоставляют юридические лица и ИП, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу, отчет 4-ОС подают респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, проводящие природоохранные мероприятия, имеющие объекты НВОС, при наличии затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
Заполненная форма 4-ОС по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным, то есть нужно отчитаться за 2022 год до 25.01.2023 г.
При наличии у юрлица обособленных подразделений форма 4-ОС заполняется:
- по каждому обособленному подразделению;
- по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Декларация о плате за НВОС
Подавать декларацию и вносить плату за НВОС обязаны ЮЛ и ИП, которые ведут свою деятельность на территории или на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, тем самым оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Владельцы организаций и предприятий только IV категории НВОС освобождены от подачи декларации. Это требование указано в ФЗ № 7.Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов (кроме ТКО), являются лица, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плату при размещении ТКО вносят региональные операторы и операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Необходимость внесения платы за НВОС бескатегорийными объектами ранее вызывала вопросы. На сегодняшний день ситуация прояснилась, и критерии определения категорий объектов содержатся в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Основные нововведения приказа № 2398:
- распределение по категориям объектов строительства (в зависимости от сроков строительства они могут быть III или IV категорий);
- редакция критериев, согласно которой теперь все объекты, которые ранее по критериям не подходили ни в одну из категорий, могут быть отнесены именно к III категории.
Срок подачи декларации за 2022 год – 10 марта 2023 года, срок внесения платы – до 1 марта 2023 года.
Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, в этом году в него внесены изменения, которые вступят в силу с 1 марта 2023 г. Среди прочих изменений важным является то, что теперь в декларации есть строка о сумме платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пп. 1 п. 8 статьи 51.1 Федерального закона N 7-ФЗ. Для расчета суммы платы за такие отходы в состав декларации введен раздел 3.2.
Внимание! С 1 марта 2023 года применяется форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в редакции Приказа Минприроды России от 21.09.2022 N 624. Согласно природоохранному законодательству, плата за размещение отходов производства и потребления НЕ взимается, если такие отходы размещают на объектах, исключающих НВОС.
С 1 января 2020 года при расчёте платы вступило в силу положение ч. 5 статьи 16.3 о дополнительных коэффициентах:
Коэффициент |
Выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водную среду |
Размещение отходов |
0 |
выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ |
передача образовавшихся отходов, подлежащих накоплению, на использование (утилизацию) или использование в собственном производстве |
1 |
выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС |
размещение отходов в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об отходах |
25 |
выбросы, сбросы ЗВ в пределах ВРВ, ВРС, а также при выходе за пределы количества, указанного в отчетности для объектов III категории |
размещение отходов с превышением лимитов либо объемов, указанных в декларации ОВОС, отчетности об отходах |
100 |
выбросы, сбросы ЗВ, превышающие установленные объемы/массу для объектов I категории либо указанные в декларации ОВОС для объектов II категории |
– |
То есть, для I и II категории за нарушение нормативов НДВ, ВСВ, НДС, ВСС плата взимается в 25-кратном и 100-кратном размере. Объекты II категории, подавшие ДВОС, платят за указанные в ней объемы и массы выбросов и сбросов. Если они превышены по сравнению с указанными в ДВОС, придется платить в 25-кратном и 100-кратном размере.
Для объектов III категории плата за НВОС взимается без повышающих коэффициентов в случае своевременной сдачи указанной выше отчётности об образовании отходов и в 25-кратном в случае превышения количества выбросов/сбросов/отходов, указанных в соответствующей отчётности. Стоит иметь в виду, то несмотря на то что нормативы для III категории устанавливаются только для веществ 1, 2 класса, платить за НВОС нужно по все веществам, входящим в перечень нормируемых веществ согласно Распоряжению Правительства РФ № 1316-р от 08 июля 2015 г.
Отчетность по программе ПЭК
Отчет о выполнении программы ПЭК разрабатывают для I-III категории. Мы подготовили отдельный материал о том, как заполнять отчет по программе ПЭК. Рекомендуем ознакомиться!В программу производственного экологического контроля входит отслеживание выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты и деятельности по обращению с отходами. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 утвердил форму отчетности по программе ПЭК.
Отчет подается в ЛКПП в электронном виде, второй экземпляр подается в бумажном виде.
Отчеты по проведенным мероприятиям ПЭК за 2022 год подается до 25 марта 2023 года. Для III категории рекомендуется подать отчет раньше, чтобы в декларации о плате за НВОС указать дату подачи отчета по ППЭК и избежать вопросов. Кроме того, для таких объектов рекомендуется проводить контроль в ППЭК по всем загрязняющим веществам, входящим в перечень Распоряжения Правительства РФ № 1316-р, а не только по веществам 1 и 2 класса опасности.
Экологический сбор
Экологический сбор – обязательное условие для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.Таблица с отчетностью для всех категорий НВОС
Инженеры-экологи ЭкоПромЦентра оперативно подготовят необходимую вашему предприятию экологическую отчетность. Мы остаемся в курсе всех изменений природоохранного законодательства, знаем актуальные требования к организациям любой категории НВОС.
Обращайтесь за бесплатной консультацией и получите перечень нужной отчетности для вашей организации.
Закажите экологическую отчетность по телефону — +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!