Комплексное экологическое разрешение (КЭР)

    1. Кому нужно разрешение КЭР?
    2. Кто выдает комплексное экологическое разрешение и кто обязан его получать
    3. Сроки получения и действия комплексного экологического разрешения
    4. Пересмотр комплексного экологического разрешения
    5. Отзыв комплексного экологического разрешения
    6. Состав КЭР
    7. Какие штрафы установлены за отсутствие КЭР
    8. Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения

Получение комплексного экологического разрешения (КЭР) позволяет хозяйствующему субъекту, в составе которого есть объекты, относящиеся к I и II категории опасности для экологии, легально вести свою деятельность. Для государственных органов этот документ — гарантия, что предприятие будет выполнять установленные нормы по защите окружающей среды. КЭР заменяет использовавшиеся до 1 января 2019 года несколько различных согласований: ПДВ, НДС, ППЭК и ряд других. Выдача комплексного экологического разрешения регламентируется федеральным законом 219-ФЗ, Статья 1.

Кому нужно разрешение КЭР?

I категория опасности (высшая) включает в себя промышленные объекты из отраслей:

  • Горнодобыча, металлургия, химическая, целлюлозо-бумажная промышленность
  • Сельскохозяйственные комплексы
  • Профессиональные компании по утилизации отходов

Кто выдает комплексное экологическое разрешение и кто обязан его получать

Согласно Статье 1 219-ФЗ, за выдачу документа отвечает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В реальной практике это территориальное отделение Росприроднадзора. Обычно то из них, в чем ведении находится территория, где расположен опасный объект. 

В законе отмечено, что если производственная площадка, для которой нужно разрешение, расположена в двух и более территориальных образованиях, то заявка подается только в одно из отделений Росприроднадзора. Выбор оставляется за владельцем объекта.

Получить КЭР обязаны предприятия: юридические лица и предприниматели, в составе которых есть производственные площадки I категории опасности для природы и человека. В законе используется классификация, установленная в Постановлении 1029 Правительства РФ, утвержденное 28 сентября 2015 года.

Это опасные химические производства, металлургия, мощные электростанции, некоторые добывающие предприятия, пищевая промышленность и ряд других. В этот список входят и организации, занимающиеся утилизацией вредных, токсичных и химически активных отходов. В Постановлении утвержден конкретный перечень с указанием мощности и специализации производственной площадки.

Право на получение комплексного экологического разрешения закон предоставляет и предприятиям, эксплуатирующим объекты II категории опасности.

Сроки получения и действия комплексного экологического разрешения

Заявка, направленная в Росприроднадзор, согласно 219-ФЗ рассматривается в течение 5 рабочих дней. Если она соответствует критериям ведомства, то принимается им в согласование. Заявка в течение 5 дней публикуется на официальном сайте Росприроднадзора, чтобы с ней могли ознакомиться все заинтересованные субъекты. Здесь же порядок получения КЭР для объектов 1 категории предусматривает обязательную публикацию и положительного решения по выдаче разрешения.

На практике общая продолжительность согласования, включая сроки, установленные порядком выдачи КЭР законодательно, составляет около 1 месяца. Таким образом, подавать заявку нужно не менее, чем за 2 месяца до начала работы площадки. В противном случае придется задержать ввод в эксплуатацию.

Разработку заявки на получение комплексного экологического разрешения предприятие может сделать самостоятельно, с соблюдением утвержденного состава КЭР и с использованием образцов заполнения этого документа, опубликованным в открытых источниках. При наличии в штате опытного эколога это несложно. Но если при рассмотрении заявки будут установлены существенные нарушения, она будет отклонена. Это приведет к затягиванию сроков получения КЭР и связанным с этим затратами.

Поэтому многие предприятия обращаются к сторонним экологическим организациям, имеющим опыт составления таких заявок. Стоимость разработки КЭР или внесения изменений в комплексное экологическое разрешение определяется до начала работы. Согласование заявки проходит быстро, так как замечаний у Росприроднадзора в этом случае, как правило, не возникает.

Срок действия разрешения по закону составляет 7 лет. Далее его нужно получать заново. Приостановить действие КЭР можно при выявлении существенных превышений указанных в нем норм выбросов или нарушений в исполнении программы производственно экологического контроля.

Также получение КЭР раньше срока может понадобиться, если у производственной площадки поменялся владелец — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, существенно изменились объемы и технологии производства.

Пересмотр комплексного экологического разрешения

Необходимость в пересмотре КЭР возникает при смене техпроцесса на производстве или изменениях юридического лица, к которому относится непосредственный объект.

Если изменения не затрагивают ни пересчет нормативов, ни смену адреса, ФИО, либо реквизитов, то пересмотр КЭР не требуется.

Отзыв комплексного экологического разрешения

Государство может отозвать согласованное комплексное эко-разрешение, если за 6 месяцев с начала действия КЭР не будет устранено/появится превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам, в том числе по временно разрешенным сбросам и выбросам.

Состав КЭР

Заявка на получение разрешения на ведение деятельности производственной площадки I категории опасности представляет собой пакет документов, содержащих следующую информацию:

  • Реквизиты предприятия, его руководителей. Для индивидуальных предпринимателей — адреса прописки.
  • Код воздействия на внешнюю среды.
  • Перечень видов деятельности, осуществляемой на площадке.
  • Объем потребляемых ресурсов: вода, сырье, электричество, теплоэнергия.
  • Описание аварийности деятельности за предыдущие 7 лет деятельности.
  • Программа повышения экологической эффективности предприятия. В принципе, ее наличие необязательно, если объект не превышает максимально допустимых норм выбросов.
  • Расчеты по нормативам выбросов, технологическим показателям производства.
  • Обоснование лимитов по возникающим в ходе производства отходам.
  • Программа ПЭК. Декларация предприятием мер и процедур для контроля выполнения заявленных нормативов по выбросам, стокам, отходам.
  • Результат экспертизы, заказанной в госэкспертизе. Заключение для приема заявки на КЭР должно быть положительным.

Согласованное комплексное экологическое разрешение включает нормативы, документы как в заявке и сроки действия КЭР.

что содержит комплексное экологическое разрешение

Все расчеты нормативов по отходам должны быть обоснованы и отвечать требованиям федерального закона 458-ФЗ от 29.12.2013. При подготовке к пуску новых производств расчетная база — единственная достоверная информация, так как данных фактических исследований пока нет.

Какие штрафы установлены за отсутствие КЭР

Деятельность объектов I категории опасности без получения на это комплексного разрешения считается незаконной. Поэтому подпадает под статью 8.47 Административного кодекса РФ. Что грозит для должностных лиц наложением штрафа до 10000 рублей, а юридическим — до 100 тысяч рублей.

Но более серьезными затратами грозит приостановление деятельности производственной площадки. Также возможны имиджинговые потери предприятия, связанные с попаданием информации о нарушении в средства массовой информации.

Кто может разработать КЭР и почему лучше это поручить профессионалам

Заявку на получение комплексного экологического разрешения может разработать как штатный эколог предприятия, так и сторонняя организация. Использование привлеченных специалистов позволяет:

Сократить сроки рассмотрения КЭР

На практике основные претензии специалистов Росприроднадзора связаны с недостаточным обоснованием указанных нормативов. Эта работа требует опыта, использования специального программного обеспечения и методик. Штатный эколого не всегда владеет этим арсеналом на необходимом уровне. Это приводит к отказу в рассмотрении заявки, а значит и к затратам, связанным с задержкой пуска объекта.

Разгрузить своих специалистов

При вводе новой производственной площадки нагрузка на штатных экологов резко возрастает, что снижает качество их работы по их текущим проектам. При подготовке документации наибольшее время — 2-3 месяца, уходит на сбор информации об объекте, нормативам выбросов и отходов, подготовку расчетного обоснования в случае, если речь идет о вновь запускаемом производстве. Использование специалистов Экопромцентра для подготовки заявки на КЭР позволит снять часть или всю нагрузку по этой работе.

Выполним работу от начала до конца

Специалисты специализированной компании подготовят расчетные данные по нормативам выбросов, сбросов и отходов. Часто на этапе подготовки документации возникают рекомендации, позволяющие повысить экологическую эффективность предприятия. 

Также специалисты смогут подготовить программу ПЭК, которая является обязательным элементом заявки на КЭР. Позднее можно заключить договор на регулярное экологическое сопровождение, которое позволит избежать рисков, связанных со штрафами, приостановкой деятельности организации из-за несвоевременной сдачи обязательной отчетности. 

Узнать цены на подготовку и разработку КЭР в Санкт-Петербурге и в любом регионе России можно в компании Экопромцентр. Срок подготовки документации обычно занимает 2-3 месяца с момента начала работы. Мы также заключаем с предприятиями договоры на экологическую поддержку.

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения

Опубликован приказ Минприроды России от 11.10.2018 №510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».

Данным приказом №510 утверждается форма КЭР и форма заявки на получение КЭР. Теперь разберем состав ранее упоминаемых документов.

В содержание заявки на получение КЭР входят следующие данные в форме таблицы:

  • Общие сведения;
  • Расчеты технологических нормативов;
  • Расчеты НДВ радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
  • Расчеты НДВ допустимых сбросов загрязняющих веществ для объекта централизованной системы водоотведения поселений или городских округов;
  • Обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;
  • Проект программы производственного экологического контроля;
  • Информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР или проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Форма КЭР, согласно приказу №510, включает в себя:

  • Технологические нормативыТехнологические нормативы;
  • НДВ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), разрешенных к выбросу в атмосферный воздух;
  • НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
  • Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • Программа производственного экологического контроля;
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • Временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ;
  • Временно разрешенные сбросы загрязняющих веществ;

 

 

Согласно обновлениям, начиная с 1 января 2019 года, предприятиям I, II и III категории опасности будет необходимо подготавливать новые документы – КЭР и Декларацию о воздействии на окружающую среду.