Экологические услуги для предприятий в Санкт-Петербурге — ЭкоПромЦентр
centr@ecopromcentr.ru +7 (495) 128-93-67
Расчет технологических нормативов как необходимый этап получения КЭР. Значение, особенности разработки и согласования.

Расчет технологических нормативов как необходимый этап получения КЭР. Значение, особенности разработки и согласования.

67
10 минут
(0)

АВТОР:

Кучменко Екатерина Владимировна

канд. геогр. наук, ведущий инженер-эколог ООО «ЭкоПромЦентр»

Дата публикации: 10.06.2025
Дата обновления: 11.06.2025
Материал подготовила кандидат географических наук, ведущий инженер-эколог ООО «ЭкоПромЦентр» Екатерина Владимировна Кучменко, в соавторстве с ведущим инженером-экологом ООО «ЭкоПромЦентр» и разработчиком проектов нормативов допустимых выбросов (НДВ) Андреем Андреевичем Пасечником.

Доклад был представлен на XVI Международном форуме «Экология». В нем отражен практический опыт и знания специалистов ЭкоПромЦентра о разработке и согласовании документации в рамках получения комплексных экологических разрешений.

Проекты расчета технологических нормативов

Для получения КЭР предприятию необходимо разработать проекты НДВ, НДС, ПНООЛР, а также выполнить Расчет технологических нормативов и оценить необходимость разработки Программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ) и системы автоматического контроля выбросов.
 
Расчет технологических нормативов является новым документом в системе нормирования, поэтому в докладе решили уделить ему основное внимание. Зачастую разработчики не рискуют браться за проекты расчета технологических нормативов, поскольку:
  • при подготовке специалисту необходимо изучение ИТС,
  • выбор объектов технологического нормирования и конкретных ИЗАВ, входящих в эти объекты не всегда очевиден, и требует от исполнителя творческого подхода;
  • законодательство и подходы Минпромторга еще окончательно не сформировались – разрабатываются новые справочники, меняются приказы Минприроды и т.д.
Например, в КЭР, выданных 3-5 лет назад предприятиям, производящим сжиженный газ, рассматривались НДТ из ИТС-29 «Добыча природного газа» (Приказ Минприроды № 319 от 21.05.2019). В 2024 году уже появилось четкое требование, что ИТС-29 используется только для месторождений, на которых производится добыча газа.

Зачем нужна система технологического нормирования

Систему технологического нормирования в России активно внедряют с 2015 года. Этот процесс закреплен Федеральным законом № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Речь идет о стимулировании применения наилучших доступных технологий (НДТ).

Современные технологии производства продукции позволяют существенно уменьшить воздействие на окружающую среду по сравнению с устаревшими.
Одним из ключевых факторов снижения вредного воздействия на окружающую среду является использование новейшего оборудования и технологических решений. При этом модернизировать необходимо не только и не столько системы очистки выбросов, сколько сами производства. В последнем случае современные технологии позволяют существенно уменьшить экологический ущерб, в частности, за счет того, что меняется состав выбросов и снижается их общий объем.

Примеры использования новейшего оборудования и технологических решений

Рассмотрим использование инноваций в разных отраслях на нескольких примерах.
  • Целлюлозная промышленность. Здесь уже широко применяется технология бесхлорной отбелки (total chlorine free, TCF), которая позволяет отказаться от использования хлора и хлорсодержащих соединений, минимизируя риск образования токсичных органических веществ.
  • В сфере термической утилизации отходов (мусоросжигающие установки) разработаны установки четвертого поколения для сжигания мусора, оборудованные вращающимися топками. Они позволяют термодинамически свести к минимуму формирование наиболее ядовитых веществ, таких как диоксины. Часть их образуется лишь в момент сжигания, и, если выстроить технологический процесс таким образом, что смесь резко остывает, можно практически избежать их появления.
  • Крупные ТЭЦ и котельные. При переводе этих предприятий на более чистые виды топлива, например, с угля на газ, можно добиться существенного снижения негативного воздействие на окружающую среду. Природный газ имеет меньший углеродный след и при сгорании образует меньше выбросов сернистых и азотистых соединений, а также нет выбросов золы и гораздо меньше канцерогенов (бензапирена). Тем не менее, в некоторых регионах России, таких как Урал, Сибирь и Дальний Восток, крупная энергетика до сих пор работает на угле.
  • Алюминиевое производство. Сегодня здесь в основном использует технологию самообжигающихся анодов Содерберга. Эта методика разработана норвежскими учеными в 1920-х годах. Она была признана российскими металлургами более экономичной и эффективной по сравнению с предшествующей системой Холла-Эру. Внедрение самообжигающихся анодов на тот момент позволило снизить себестоимость алюминия на 5,2 % и улучшить экологичность производства.
Аноды Содерберга представляют собой брикеты из коксосмоляной пасты, которые постепенно сгорают, обеспечивая непрерывный технологический процесс. Они загружаются в стальной кожух электрода сверху и, по мере их сжигания, опускаются вниз и обжигаются до достижения ванны с расплавом. Такая технология экономит ресурсы и минимизирует необходимость частого вмешательства операторов в технологический процесс. В настоящее время разрабатываются более экологически чистые технологии, такие как инертные аноды, которые оказывают меньшее воздействие на окружающую среду. Однако их стоимость выше, и необходимо инвестировать в модернизацию производств. Перспективы их использования выглядят многообещающе, так как они соответствуют современным требованиям устойчивости и экологической безопасности.
 
На крупных российских предприятиях пока сохраняется технология с использованием непрерывных самообжигающихся анодов Содерберга, но планируется постепенный переход заводов на инертные аноды, что позволит дополнительно сократить выбросы и улучшить экологическую обстановку.

Технологическое нормирование и справочники НДТ

С 2015 года в России внедрен механизм технологического нормирования наряду с ранее существовавшим нормированием выбросов и сбросов предприятий на основе соблюдения предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в окружающей среде.
 
В настоящее время разработано 53 информационно-технологических справочника (ИТС) наилучших доступных технологий (НДТ). «Доступная» означает технологию, которая уже реализована в России, а не просто разработана учеными теоретически, воплощена на лабораторных или опытных установках, либо используется за рубежом, но по тем или иным причинам в России не реализована.
 
Справочники разработаны для отдельных отраслей промышленности: производства целлюлозы, выплавки стали, производства продуктов питания и т.д. Разработаны отдельные ИТС по сжиганию отходов, повышению энергетической эффективности, ликвидации объектов накопленного экологического вреда. В каждом справочнике приведен анализ отрасли и наиболее распространенных технологий, на основании анализа технологий выбраны маркерные вещества. Обоснованы конкретные количественные показатели воздействия на окружающую среду.
 
Приказами Минприроды России утверждены технологические показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. По большинству отраслей утверждены приказами значения удельных показателей выбросов и сбросов в кг/т продукции в год. Это значит, что выбросы на тонну продукции не должны быть больше неких критериев, зафиксированных для современных технологий. При применении устаревших технологий предприятию необходимо устанавливать дополнительные системы очистки (в рамках ППЭЭ). По некоторым отраслям (теплоэнергетика, сжигание отходов) приказами Минприроды установлены предельные показатели концентрации маркерных загрязняющих веществ в выбросах. Причем при нормировании крупных установок производства энергии рассматриваются не источники выбросов (трубы), а источники выделения – котлы.

Кейс: Получение КЭР для крупной ТЭЦ

К настоящему моменту ЭкоПромЦентром получено 35 комплексных экологических разрешений в различных отраслях промышленности. В разработке еще 19. Это ряд предприятий в области нефте- и газодобычи и переработки, карьеры и шахты, полигоны твердых бытовых отходов, крупные вагоностроительные предприятия, включающие литейные цеха и др.
 
Одним из наиболее сложных для технологического нормирования предприятий оказалась крупная ТЭЦ, которая находится в процессе перехода от сжигания угля на сжигание газа, часть котлов работает на угле. Переход на более чистый вид топлива безусловно является внедрением более прогрессивной технологии в самом явном виде.
 
Предприятие оказалось достаточно экологичным, но котлы и установки газоочистки нуждались в модернизации с учетом НДТ. Получение КЭР затянулось на полгода, и документ был выдан лишь с третьей попытки. Одним из наиболее трудноразрешимых оказался вопрос о маркерном веществе Зола твердого топлива, прописанном в Приказе Минприроды России № 248 от 25.04.2023. Такого вещества нет в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и нет кода, установленного НИИ «Атмосферы» и используемого в расчетах проектировщиков. Росприроднадзор отказывался рассматривать Золу твердых топлив в инвентаризации, а Минпромторг настаивал на конкретном наименовании маркерного вещества.  В результате решение было найдено: Взвешенные вещества (Зола твердого топлива) – только на специальном заседании в Минприроды России, в котором участвовали представители Росприроднадзора и Заказчика работ (им был Росатом).

Последние замечания носили формальный характер. Например, требовалось рассчитать технологические нормативы выбросов вплоть до шестого знака после запятой. Это значит, что допустимый выброс золы для ТЭЦ мог составлять, скажем, 2300 тонн 515 килограммов 122 грамма, и ни граммом больше. Такой чрезмерный бюрократизм подрывает саму суть идеи модернизации.

Часто возникают проблемы, когда крупные промышленные производства, имеющие свой отраслевой ИТС, подпадают также под действие ИТС-9 «Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами». Тогда, в соответствии с приказом Минприроды России № 844 от 21.11.2021, необходимо проводить замеры концентраций в выбросах 20 веществ, среди которых бензапирен и диоксины, замеры которых вызывают определенные сложности. Кроме того, в списке маркерных веществ 10 металлов и их оксидов, а также показатель «Взвешенные вещества». В итоге предприятие, фактически, учитывает ряд веществ дважды: как оксид конкретного металла и как компонент смеси «Взвешенные вещества». Такой перечень маркерных веществ, очевидно, был разработан для сжигания ТБО. В случае сжигания промышленных отходов, их реальный состав обычно известен и не содержит многие маркерные вещества. Вопрос остается открытым, но, по-видимому, целесообразно расширить 844 приказ с учетом классификации отходов или, в качестве первого шага, хотя бы разделения их по категориям. Как вариант, можно разрешить предприятиям и разработчикам обосновать сужение перечня маркерных веществ на основании анализа состава отходов.

Что ждет организации, которые не получили КЭР до настоящего момента?

В самом худшем случае им грозит приостановка деятельности, а также штрафные санкции за несоблюдение экологических норм. 
 
В то же время, учитывая регулярность проверок и размеры возможных штрафов, расходы на оформление КЭР оказываются в 2–3 раза меньше потенциального ущерба. Стоимость разработки КЭР в России зависит от сложности проекта, масштаба производства и числа источников загрязнения. Окончательная сумма определяется объемом требуемых расчетов, количеством источников выбросов и сбросов, наличием актуальной природоохранной документации и в среднем составляет около 800 000 рублей. Их смело можно считать инвестициями, которые помогают предприятиям сокращать экологические платежи и повышать рентабельность производства. 

Штрафы и санкции за несоблюдение экологических норм

Они зависят от характера и степени нарушения и регулируются Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Вот основные из них:

1.  За нарушение экологических норм при градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1 КоАП РФ) будет вынесено предупреждение наложен штраф от 1000 до 100 тыс. руб.
2.  Несоблюдение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ) обернется штрафом от 1500 до 250 тыс. руб. или приостановкой деятельности до 90 дней.
3.  Если нарушить правила охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП РФ) на предприятие будет наложен штраф от 500 до 300 тыс. руб. или приостановят деятельность до 90 дней.
4.  Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2 КоАП РФ) влечет наложение штрафов от 2000 до 500 тыс. руб. или приостановку деятельности до 90 дней.
5.  Отсутствие экологической документации (например, ПНООЛР, МООС, Декларации о воздействии на окружающую среду) относится к ст. 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» и влечет наложение штрафов до 300 тыс. руб.
 
Помимо уплаты штрафов, предприятия обязаны возместить причиненный ущерб в полном объеме, это предусмотрено ст. 1064 Гражданского кодекса и ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Периодичность экологических проверок

  • Плановые проверки — раз в три года (если предприятие относится к категории высокого или значительного риска);
  • Внеплановые проверки — в любое время, если поступила жалоба, выявлено нарушение или произошла аварийная ситуация. Они могут быть совершены без ведома природопользователя;
  • Лабораторный контроль — возможны регулярные анализы выбросов, сбросов и отходов со стороны контролирующих органов.
В 2024–2025 годах в России действует мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, но крупные предприятия и компании, относящиеся к категориям высокого экологического риска, продолжают проверять.

Программа повышения экологической эффективности

Еще один документ для получения КЭР – Программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Он не новый, т.к. и раньше при наличии превышений ПДК по выбросам и сбросам требовалась разработка мероприятий по их снижению. Теперь объекты 1 категории НВОС при несоблюдении нормативов по выбросам, сбросам и технологическим нормативам должны оформлять ППЭЭ по определенной форме и согласовывать ее в Минпромторге.

С 1 сентября 2025 года вступают в силу обновленные Положение о Межведомственной комиссии и Правила рассмотрения ППЭЭ. Изменяются, в частности, требования к заявке на внесение изменений в ППЭЭ.
 
Ряд новых правил касается состава и функционирования комиссии.
 
Уточнен случай отказа в одобрении ППЭЭ, касающийся п. 14 ст. 67.1 от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который затрагивает превышение показателей НДВ, НДС и ТН, содержащихся в КЭР, являющееся следствием реализации ППЭЭ.
 
Помимо привычной площадки ГИСП, в процессе рассмотрения ППЭЭ будет также использоваться Федеральная ГИС «Единый портал государственных услуг (функций)». Изменения направлены на:
  • повышение прозрачности и ответственности;
  • упрощение процедур взаимодействия с государством;
  • более четкую регламентацию принятия решений.
Безусловно новым при разработке КЭР и ППЭЭ является необходимость разработки мероприятий при невыполнении предприятием технологических нормативов.

Кейс: Разработка программы повышения экологической эффективности

Мы разработали программу экологической эффективности для предприятия целлюлозно-бумажной промышленности. Эта отрасль является одной из наиболее экологически грязных и технически сложных. Не случайно в перечне справочников НДТ «Производство целлюлозы»-ИТС № 1. Однако именно здесь имеются современные технические решения, способные значительно снизить воздействие на окружающую среду, особенно на водные объекты. При подготовке проектов и подаче заявки на КЭР были выявлены ключевые проблемные зоны — экологически грязные технологические узлы: содорегенерационные котлы, известерегенерационные печи, котлы, работающие на древесных отходах и осадке КОС.
 
Хоть выбросы этих установок находятся в пределах ПДК, они морально и физически устарели и требуют замены или, хотя бы на начальном этапе, оснащения дополнительными установками газоочистки. В данном случае, кроме отраслевого справочника «Технологические показатели НДТ целлюлозно-бумажного производства», необходимо рассматривать ИТС 7-2022 «Производство извести» и ИТС 9-2020 «Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами». В ходе разработки ППЭЭ было подобрано пыле- и газоочистное оборудование и выбраны способы снижения маркерных веществ для самых «грязных» источников выбросов.

Резюмируем: система технологического нормирования за последние 3 года заметно усовершенствовалась. Остается еще немало «подводных камней» для разработчиков, в частности, из-за межведомственных нестыковок, но в целом механизм работает эффективнее.

ЭкоПромЦентр с 2010 года занимается разработкой проектной документации. Мы первыми получили КЭР по Северо-Западному федеральному округу и продолжаем работать в этом направлении. Получите консультацию наших экспертов по телефону: +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте и мы свяжемся с вами.

Заказать разработку КЭР

Связь с нами

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности