Рассказываем о ключевых аспектах разработки и согласования комплексного экологического разрешения в регионах России.
Что такое КЭР?
Комплексное экологическое разрешение – это единый документ, устанавливающий обязательные экологические требования для объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Он объединяет все разрешительные документы в сфере охраны природы, что существенно упрощает регулирование и контроль.Разрешение включает в себя проектную документацию по воздействию на атмосферный воздух, водные ресурсы и обращение с отходами.
Что входит в состав КЭР
Полный перечень проектной документации, который входит в состав КЭР:- Отчет об инвентаризации;
- Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ);
- Проект нормативов допустимых сбросов (НДС);
- Проект по отходам (ПНООЛР);
- Технологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
- Программа повышения экологической эффективности;
- Программа системы автоматического контроля (САК) выбросов.
Нормативная база КЭР
Перечень основных нормативных актов, регламентирующих комплексное экологическое разрешение:- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений»;
- Приказ Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения»;
- Приказ Минприроды России от 29.11.2019 № 814 «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух»;
- Приказ Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности».
Опыт компании ООО «ЭкоПромЦентр» в разработке КЭР
Наша компания обладает значительным опытом в разработке и согласовании КЭР для предприятий различных отраслей.Ключевые секторы нашей работы:
- Нефтегазовый сектор: «Ухтанефтегаз» (16 площадок), «ГНС ВМГКМ», «ГНС ДГКМ».
- Металлургия и горнодобывающая промышленность: «ЕВРАЗ», «Разрез Распадский», «Алтайвагон».
- Коммунальное хозяйство и переработка отходов: «Ситиматик» (Городец, Магнитогорск, Новочебоксарск, Югра, Саратов).
- Транспорт и машиностроение: «ТВСЗ», «ПГК», «МеУ», «МУП АТП».
- Пищевая промышленность;
- Деревообрабатывающие предприятия;
- Авиационные предприятия;
- Полигоны ТБО/ТКО;
- Мусоросжигательные заводы;
- Агрохимические производства;
- Стекольная промышленность;
- Теплоэнергетическая и химическая промышленность.
Далее расскажем об особенностях разработки КЭР в зависимости от регионов РФ.
Особенности разработки КЭР в некоторых регионах
По всей территории России наблюдаются различные природные и промышленные условия в регионах. Это напрямую влияет на требования к получению КЭР. Приведем примеры некоторых областей и характерные особенности следующих регионов:1. Промышленные регионы, например Свердловская и Челябинская области
Им характерны ужесточенные нормативы по выбросам из-за высокой концентрации предприятий. Здесь встречаются самые распространенные замечания и требования от местных органов, такие как условия учета фона, использование расчетного и инструментального метода на источниках, и так далее.
2. Северные и арктические территории, такие как Ямал и Красноярский край
- Учет климатических условий;
- Дополнительные требования к мониторингу и утилизации отходов;
- Дополнительные нюансы связанные с характером местности.
Особое внимание уделяется к проектам нормативов образования отходов. Была ситуация, когда в части воздуха были получены абсолютно понятные и ожидаемые замечания, а в части проектов по отходам была сложнейшая экспертиза с множеством неочевидных требований. Проблема встречается по всем объектам в данном регионе, у нас на практике один из заказчиков располагается на разных промышленных площадках в Краснодарском крае, при этом от одного эксперта были получены разные замечания к одинаковым тех процессам и замечание, которое было выставлено для одной площадки, не было выставлено для другой.
Были ситуации, когда получая замечание и отработав его, мы указывали в ответах ссылку на страницу с исправленным замечанием, однако это игнорировалось. При уточнении эксперту о том, что замечание исправлено, получали ответ проделать это еще раз.
4. Калининградская область
Особым вниманием к разделу по воздуху, в части требований по расчетам. Заметим, что в данном регионе мы работали с условием невозможности общения с экспертами, которые выставили замечания, а часть замечаний была довольно общей и не имела конкретики, что затрудняло устранение замечаний. Кроме того, в данном регионе мы оказались не единственные разработчики, которые столкнулись с проблемой согласования. При согласовании КЭР выяснилось, что это регион, который не получил пока ни одного КЭР.
Регионы отличаются между собой в возможности взаимодействия с экспертами. В некоторых из них (например, в Ленинградской области) возможен конструктивный диалог с обсуждением замечаний и решений, а в некоторых – получить обратную связь крайне сложно.
Ключевые нюансы при разработке КЭР
Определение категории предприятия
Перед разработкой КЭР необходимо подтвердить категорию объекта НВОС и уточнить необходимость разработки КЭР для конкретного предприятия, но бывают нюансы. В нашей практике есть пример, когда предприятие с 1 категорией с помощью наших консультаций сэкономило время и деньги на получение разрешения, с помощью того, что удалось обосновать 3 категорию, после чего предприятию разрабатывать КЭР не потребовалось.Роль заказчика
Компетентность и вовлеченность заказчика критически важны. Неполные или некорректные исходные данные могут значительно затянуть процесс разработки и согласования. Порой корректные исходные данные получить непросто, но грамотное консультирование заказчика, подготовка и упрощение передачи им данных обеспечивает максимальное взаимопонимание, тем самым ускоряя весь процесс разработки.Роль надзорного органа
Компетентные и отзывчивые эксперты значительно облегчают процесс разработки и согласования проектов, тем самым обеспечивая своевременное выполнения проектировщиками работы по разработке и получению положительного КЭР.На практике мы сталкиваемся с противоречиями в части понимания некоторых пунктов нормативных актов экспертами надзорных органов и разработчиками проектной документации.
Существуют различия в подходах к определению качественного и количественного состава загрязняющих веществ с точки зрения экспертов и проектировщиков.
Кроме того, существуют конкретные регламенты определения типа источника выбросов организованный или неорганизованный, а также инструментальным или расчетным методом определяется выброс, но встречаются источники, которые невозможно однозначно отнести к тому или иному типу.
Пример реальной ситуаций: конусная труба, по ГОСТу замеры выполнить невозможно. Перед трубой несколько котлов и очистка, протоколы до и после – по ГОСТу. А в сумме на трубе – провести замеры невозможно. Мы сделали анализ с 3 разными подходами к получению цифр, которые затем согласовал Центральный аппарат. Согласовал, что в этом случае как исключение можно принять замеры на источниках выделения, а не на ИЗАВ. Потому что на этом источнике так сложилось исторически. У всех есть понимание, что ради правил никто корпус с 60 м кирпичной трубы сносить не будет.
В качестве подходов мы использовали: замеры, теоретические расчёты и материальный баланс. В конце цифры в сравнении и выводы. Таким образом, совместно с надзорными органами было выработано оптимальное решение на основе нормативных требований.
Успешные практики и рекомендации
Учитывая вышеперечисленные проблемы и нюансы в разработке и согласовании КЭР, выделим несколько аспектов, которые помогут ускорить разработку и согласование:1. Раннее взаимодействие с надзорными органами
Консультации на этапе проектирования помогают избежать замечаний на стадии согласования.
2. Координация между предприятиями и надзорными органами
В некоторых ситуациях обращения экологов предприятий к надзорным органам помогают быстрее согласовать спорные моменты. В качестве примера, на одном из предприятий 2 эколога с разных площадок коллективно обратились в надзорные органы с просьбой получения рекомендаций по проектированию и на этом этапе много потенциальных вопросов было проработано.
3. Координация между разработчиком и инспекторами
То, о чем мы ранее было упомянуто, необходимо добиваться непосредственного общения с представителями надзорных органов.
4. Учет региональной специфики
В Краснодарском крае – акцент на обращение с отходами, в Промышленных регионах – на атмосферный воздух. Работа над проектами в различных регионах с различными видами деятельности вырабатывает те решения, которые позволят легче в дальнейшем получать положительное решение.
5. Индивидуальный подход к предприятию
Обращаем внимание на региональные требования, на особые нюансы конкретной специфики предприятия, то есть, если мы разрабатываем КЭР для нефтяной промышленности мы учитываем все технологические процессы и выявляем все источники выделения веществ характерных для конкретного вида деятельности на этапе сбора ИД.
6. Вовлеченность заказчика
Ответственное отношение к полноте и качеству предоставляемой информации со стороны заказчиков и заинтересованность в положительном заключении обязательно приведет к успеху!
Разработка и согласование КЭР – сложный, но необходимый процесс. Универсальных решений не существует, однако тщательная подготовка, учет региональных особенностей и взаимодействие с контролирующими органами позволяют минимизировать риски и сроки согласования.
ЭкоПромЦентр с 2010 года занимается разработкой проектной документации. Мы первыми получили КЭР по Северо-Западному федеральному округу и продолжаем работать в этом направлении. Получите консультацию наших экспертов по телефону: +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте и мы свяжемся с вами.