Экологические услуги для предприятий в Санкт-Петербурге — ЭкоПромЦентр
centr@ecopromcentr.ru +7 (495) 128-93-67
Разработка и согласование КЭР в разных регионах РФ – нюансы и опыт

Разработка и согласование КЭР в разных регионах РФ – нюансы и опыт

278
10 минут
(0)

АВТОР:

Кустов Денис Владимирович

ведущий инженер-эколог ООО «ЭкоПромЦентр»

Дата публикации: 25.04.2025
Дата обновления: 12.05.2025
Получение комплексных экологических разрешений (КЭР) крайне актуально в условиях ужесточения экологического законодательства, необходимости баланса между промышленным развитием и охраной окружающей среды, а также перехода предприятий на принципы наилучших доступных технологий (НДТ).

Рассказываем о ключевых аспектах разработки и согласования комплексного экологического разрешения в регионах России.

Что такое КЭР?

Комплексное экологическое разрешение – это единый документ, устанавливающий обязательные экологические требования для объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Он объединяет все разрешительные документы в сфере охраны природы, что существенно упрощает регулирование и контроль.

Разрешение включает в себя проектную документацию по воздействию на атмосферный воздух, водные ресурсы и обращение с отходами.

Что входит в состав КЭР

Полный перечень проектной документации, который входит в состав КЭР:
  • Отчет об инвентаризации;
  • Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ);
  • Проект нормативов допустимых сбросов (НДС);
  • Проект по отходам (ПНООЛР);
  • Технологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • Программа системы автоматического контроля (САК) выбросов.
КЭР заменяет множество отдельных разрешений, сокращая бюрократическую нагрузку на бизнес. Теперь перейдем к ключевым особенностям получения комплексных экологических разрешений.

Нормативная база КЭР

Перечень основных нормативных актов, регламентирующих комплексное экологическое разрешение:
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений»;
  • Приказ Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения»;
  • Приказ Минприроды России от 29.11.2019 № 814 «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух»;
  • Приказ Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности».
Каждый отдельный вид проектной документации регламентируется своими нормативными актами. Например 871-ый приказ по инвентаризации или 109-ый приказ по ПЭК, и так далее.

Опыт компании ООО «ЭкоПромЦентр» в разработке КЭР

Наша компания обладает значительным опытом в разработке и согласовании КЭР для предприятий различных отраслей.

Ключевые секторы нашей работы:
  • Нефтегазовый сектор: «Ухтанефтегаз» (16 площадок), «ГНС ВМГКМ», «ГНС ДГКМ».
  • Металлургия и горнодобывающая промышленность: «ЕВРАЗ», «Разрез Распадский», «Алтайвагон».
  • Коммунальное хозяйство и переработка отходов: «Ситиматик» (Городец, Магнитогорск, Новочебоксарск, Югра, Саратов).
  • Транспорт и машиностроение: «ТВСЗ», «ПГК», «МеУ», «МУП АТП».
  • Пищевая промышленность;
  • Деревообрабатывающие предприятия;
  • Авиационные предприятия;
  • Полигоны ТБО/ТКО;
  • Мусоросжигательные заводы;
  • Агрохимические производства;
  • Стекольная промышленность;
  • Теплоэнергетическая и химическая промышленность.
На сегодняшний день ЭкоПромЦентр получил 32 разрешения, а еще 25 находятся в работе.  Мы постоянно совершенствуемся, получая от каждого проекта новые знания и опыт, которые помогают улучшать наш профессионализм, скорость и качество в разработке комплексного экологического разрешения.

Далее расскажем об особенностях разработки КЭР в зависимости от регионов РФ.

Особенности разработки КЭР в некоторых регионах

По всей территории России наблюдаются различные природные и промышленные условия в регионах. Это напрямую влияет на требования к получению КЭР. Приведем примеры некоторых областей и характерные особенности следующих регионов:

1. Промышленные регионы, например Свердловская и Челябинская области

Им характерны ужесточенные нормативы по выбросам из-за высокой концентрации предприятий. Здесь встречаются самые распространенные замечания и требования от местных органов, такие как условия учета фона, использование расчетного и инструментального метода на источниках, и так далее.

2. Северные и арктические территории, такие как Ямал и Красноярский край
  • Учет климатических условий;
  • Дополнительные требования к мониторингу и утилизации отходов;
  • Дополнительные нюансы связанные с характером местности.
3. Южные регионы, Краснодарский край и Ростовская область и тд):

Особое внимание уделяется к проектам нормативов образования отходов. Была ситуация, когда в части воздуха были получены абсолютно понятные и ожидаемые замечания, а в части проектов по отходам была сложнейшая экспертиза с множеством неочевидных требований. Проблема встречается по всем объектам в данном регионе, у нас на практике один из заказчиков располагается на разных промышленных площадках в Краснодарском крае, при этом от одного эксперта были получены разные замечания к одинаковым тех процессам и замечание, которое было выставлено для одной площадки, не было выставлено для другой.

Были ситуации, когда получая замечание и отработав его, мы указывали в ответах ссылку на страницу с исправленным замечанием, однако это игнорировалось. При уточнении эксперту о том, что замечание исправлено, получали ответ проделать это еще раз.

4. Калининградская область

Особым вниманием к разделу по воздуху, в части требований по расчетам. Заметим, что в данном регионе мы работали с условием невозможности общения с экспертами, которые выставили замечания, а часть замечаний была довольно общей и не имела конкретики, что затрудняло устранение замечаний. Кроме того, в данном регионе мы оказались не единственные разработчики, которые столкнулись с проблемой согласования. При согласовании КЭР выяснилось, что это регион, который не получил пока ни одного КЭР.

Регионы отличаются между собой в возможности взаимодействия с экспертами. В некоторых из них (например, в Ленинградской области) возможен конструктивный диалог с обсуждением замечаний и решений, а в некоторых – получить обратную связь крайне сложно.

Ключевые нюансы при разработке КЭР

Определение категории предприятия

Перед разработкой КЭР необходимо подтвердить категорию объекта НВОС и уточнить необходимость разработки КЭР для конкретного предприятия, но бывают нюансы. В нашей практике есть пример, когда предприятие с 1 категорией с помощью наших консультаций сэкономило время и деньги на получение разрешения, с помощью того, что удалось обосновать 3 категорию, после чего предприятию разрабатывать КЭР не потребовалось. 

Роль заказчика

Компетентность и вовлеченность заказчика критически важны. Неполные или некорректные исходные данные могут значительно затянуть процесс разработки и согласования. Порой корректные исходные данные получить непросто, но грамотное консультирование заказчика, подготовка и упрощение передачи им данных обеспечивает максимальное взаимопонимание, тем самым ускоряя весь процесс разработки.

Роль надзорного органа

Компетентные и отзывчивые эксперты значительно облегчают процесс разработки и согласования проектов, тем самым обеспечивая своевременное выполнения проектировщиками работы по разработке и получению положительного КЭР.

На практике мы сталкиваемся с противоречиями в части понимания некоторых пунктов нормативных актов экспертами надзорных органов и разработчиками проектной документации.

Существуют различия в подходах к определению качественного и количественного состава загрязняющих веществ с точки зрения экспертов и проектировщиков.

Кроме того, существуют конкретные регламенты определения типа источника выбросов организованный или неорганизованный, а также инструментальным или расчетным методом определяется выброс, но встречаются источники, которые невозможно однозначно отнести к тому или иному типу.

Пример реальной ситуаций: конусная труба, по ГОСТу замеры выполнить невозможно. Перед трубой несколько котлов и очистка, протоколы до и после – по ГОСТу. А в сумме на трубе – провести замеры невозможно. Мы сделали анализ с 3 разными подходами к получению цифр, которые затем согласовал Центральный аппарат. Согласовал, что в этом случае как исключение можно принять замеры на источниках выделения, а не на ИЗАВ. Потому что на этом источнике так сложилось исторически. У всех есть понимание, что ради правил никто корпус с 60 м кирпичной трубы сносить не будет.

В качестве подходов мы использовали: замеры, теоретические расчёты и материальный баланс. В конце цифры в сравнении и выводы. Таким образом, совместно с надзорными органами было выработано оптимальное решение на основе нормативных требований.

Успешные практики и рекомендации

Учитывая вышеперечисленные проблемы и нюансы в разработке и согласовании КЭР, выделим несколько аспектов, которые помогут ускорить разработку и согласование:

1. Раннее взаимодействие с надзорными органами

Консультации на этапе проектирования помогают избежать замечаний на стадии согласования.

2. Координация между предприятиями и надзорными органами

В некоторых ситуациях обращения экологов предприятий к надзорным органам помогают быстрее согласовать спорные моменты. В качестве примера, на одном из предприятий 2 эколога с разных площадок коллективно обратились в надзорные органы с просьбой получения рекомендаций по проектированию и на этом этапе много потенциальных вопросов было проработано.

3. Координация между разработчиком и инспекторами

То, о чем мы ранее было упомянуто, необходимо добиваться непосредственного общения с представителями надзорных органов.

4. Учет региональной специфики

В Краснодарском крае – акцент на обращение с отходами, в Промышленных регионах – на атмосферный воздух. Работа над проектами в различных регионах с различными видами деятельности вырабатывает те решения, которые позволят легче в дальнейшем получать положительное решение.

5. Индивидуальный подход к предприятию

Обращаем внимание на региональные требования, на особые нюансы конкретной специфики предприятия, то есть, если мы разрабатываем КЭР для нефтяной промышленности мы учитываем все технологические процессы и выявляем все источники выделения веществ характерных для конкретного вида деятельности на этапе сбора ИД.

6. Вовлеченность заказчика

Ответственное отношение к полноте и качеству предоставляемой информации со стороны заказчиков и заинтересованность в положительном заключении обязательно приведет к успеху!

Разработка и согласование КЭР – сложный, но необходимый процесс. Универсальных решений не существует, однако тщательная подготовка, учет региональных особенностей и взаимодействие с контролирующими органами позволяют минимизировать риски и сроки согласования.

ЭкоПромЦентр с 2010 года занимается разработкой проектной документации. Мы первыми получили КЭР по Северо-Западному федеральному округу и продолжаем работать в этом направлении. Получите консультацию наших экспертов по телефону: +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте и мы свяжемся с вами.

Заказать разработку КЭР

Связь с нами

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности