Почему важно сортировать отходы?
Раздельный сбор в России обретает все большую актуальность с 2019 года. Именно тогда стартовал национальный проект «Экология» и «мусорная реформа». Эти нововведения направлены на изменения правил обращения с твердыми коммунальными отходами. Теперь за обращение с ТКО отвечает региональный оператор, а в платежных квитанциях россиян появилась отдельная строка с платой за вывоз мусора, сумму которой рассчитывают по тарифам.Цели раздельного сбора мусора отличаются в зависимости от стран, в которых он реализуется. Однако глобально это важно для сокращения количества отходов, которые попадают на полигон, а также для развития «зеленой» экономики, сохранения природных ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Далее в этом материале рассмотрим в чем суть раздельного сбора мусора в России и других странах.
Влияние на экологию и экономические выгоды
Предполагается, что раздельный сбор будет благоприятно влиять на экологию за счет:- Снижения объема отходов, попадающих на полигоны;
- Сокращения выбросов парниковых газов;
- Сохранения природных ресурсов;
- Снижения уровня загрязнения окружающей среды;
- Создания условий для перехода к экономике замкнутого цикла.
Социальная значимость
Раздельный сбор мусора и внимание к экологии формирует ответственное отношение людей к ресурсам и окружающей среде, ведет к разумному потреблению и улучшению городской среды в виде сокращения свалок, к примеру. Раздельный сбор мусора и ТКО – это инструмент для экологического просвещения населения.Какие отходы подлежат раздельному сбору?
Накопление, сортировка и дальнейшая переработка или утилизация возможна для пластика, макулатуры, стекла, металла и органических отходов. Важно отметить, что опасные отходы, такие как батарейки, ртутные лампы и градусники, отработанная электроника и бытовая техника нельзя выбрасывать в бытовой мусор, т.к. содержат токсичные вещества. Например, Одна батарейка может загрязнить до 20 квадратных метров земли. Их сдают отдельно, к этому мы еще вернемся.Пластик
Сортировке подлежат, например, ПЭТ-бутылки, пластиковые контейнеры, упаковка, косметические флаконы и т.д. После переработки пластик можно использовать повторно, из него производят новые изделия и даже строительные материалы.Бумага и картон
К макулатуре относят офисную бумагу, газеты, журналы, коробки и т.д. Перед сдачей в переработку их важно освободить от скотча и любых клейких материалов. Не принимаются упаковки со следами пищи. Макулатура часто используется как вторсырье.Стекло
Бутылки, банки, чистое стекло без примесей подлежат переработке. Зеркала, фарфор и другие подобные изделия в пунктах приема не примут в качестве стекла. Перед сдачей стекло необходимо помыть и освободить от крышек и наклеек. Из вторичного стекла изготавливают новые емкости и строительные материалы.Металл
Алюминиевые и жестяные банки, фольга, консервные крышки перед переработкой необходимо помыть и сложить в сухой пакет. Металл переплавляется и используется в дальнейшем производстве.Органика (что с ней делать?)
Пищевые отходы, очистки овощей и фруктов, чайная гуща, кофейная гуща, остатки пищи можно компостировать дома или в специальных контейнерах (найти их можно на Recycle map). Органика превращается в компост, удобрения, иногда используется на биогазовых станциях.Контейнеры для раздельного сбора: виды и цвета
То, в какие контейнеры направлять отсортированные отходы, изначально зависит от видов РСО. Перечислим виды раздельного сбора мусора:- По количеству фракций
- контейнеры для пластика, бумаги, металла, стекла, пищевых и опасных отходов
- деление видов отходов по типам: стекло по цветам, пластик по маркировкам
- По месту образования отходов
- производственный: предприятия, стройки
- коммерческий: магазины, общепит, офисы
- По целевому назначению
- опасные отходы для утилизации
- органические отходы для компостирования и получения биогаза
В России контейнеры делят по цветам, где у каждого есть свое назначение. В таблице мы привели примеры отходов, которые можно выбрасывать в тот или иной контейнер.
Существуют также стационарные контейнеры – возле дома и на специальных площадках, передвижные – в общественных местах, малые цветные урны с обозначением видов отходов.Как сортировать мусор дома
Узнайте, где поблизости находятся пункты приема отходов. Сделать это можно с помощью онлайн карты Recycle map. Далее определите место для сбора отходов дома и выделите под них емкость: одну, если места для хранения мало, или несколько – в зависимости от видов отходов. Вот наши примеры, как это можно реализовать. Важно! Не забывайте ополаскивать и сжимать упаковку перед ее сдачей в пункт приема.
Что не принимают в пунктах приема и куда это девать
Абсолютно точно не рекомендуем сдавать грязную упаковку, на которой могут оставаться остатки пищи – такое сырье портит другое и не подлежит переработке. Часто не принимают сложносоставную упаковку, ее невозможно разделить на составляющие, например: тюбики от зубной пасты, блистеры от лекарств и т.д. Переработке не подлежат многие средства гигиены: подгузники, ватные диски, зубные щетки и т.д. Что делать в таком случае? Сдать их в «смешанные отходы».Не каждый пункт приема забирает все виды отходов: где-то можно сдать пластик, где-то макулатуру, где-то все вместе. Чаще всего могут возникать сложности с тем, куда выбрасывать батарейки и лампочки, или тетрапак. Самый быстрый способ это узнать – воспользоваться вышеупомянутой онлайн картой Recycle map, указав свое местоположение.
Отдельно стоит сказать о строительных отходах. Плитку, кирпич, унитазы, раковины, мебель и т.д. необходимо отправлять в пункты приема строительных отходов или в специальные контейнеры для крупногабаритных отходов, о них можно узнать у управляющей компании.
Раздельный сбор в России
Про раздельный сбор мусора в нашей стране уже давно ведут речь активисты «зеленых» движений и общественники. В других странах сортировка отходов как на уровне производственных компаний, так и на бытовом уровне давно налажена и работает как часы.В нашей стране фактически пока не существует ни логичной и работающей законодательной базы, ни механизмов внедрения и управления раздельным сбором отходов. Государство упорно считает, что население не готово проводить раздельный сбор. Внедрение такого механизма обращения с отходами – дело долгое, затратное, сложное. Гораздо проще вывозить отходы на мусорные полигоны или мусоросжигательные заводы.
Ситуация в регионах
Не во всех регионах налажена инфраструктура для РСО. Возможно, осведомленность населения о необходимости сортировки отходов растет, но многие субъекты еще не обеспечены должным уровнем контейнеров, площадок и схем сбора.Примеры внедрения программ
Тем не менее, ситуация с годами постепенно меняется. По данным «Российского экологического оператора» (РЭО), каждый год в России образуется около 50 млн тонн твердых коммунальных отходов, из них сортируется 56% этого объема. Нацпроект «Экологическое благополучие» ставит задачу довести его уровень к 2030 году до 100% и при этом не менее 25% отходов использовать в качестве вторсырья. Прийти к такой статистике подразумевается с помощью экономики замкнутого цикла, суть которой во вторичном использовании ресурсов.Федеральное законодательство о раздельном сборе
Долгое время даже само понятие «раздельный сбор» в России было вне законодательных формулировок. Лишь в 2017 году в основном законе об отходах – Федеральном законе № 89 в редакции ФЗ от 31.12.2017 № 503 – появились соответствующие термины и полномочия у органов власти:Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами: К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами
- К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
- К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
- К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
- Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
- Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Обустройство мест накопления ТКО регламентируется Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039.
Важно!
Федеральным законом № 503 введен и собственно термин «накопление отходов» – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Правила обращения с ТКО
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Договор заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно Правилам, договора с региональным оператором заключаются в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях.
Основанием для заключения договора является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора.
Регоператор в течение 1 месяца извещает потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами всеми доступными способами, потребитель в течение 15 дней со дня размещения регоператором предложения о заключении договора направляет ему заявку и сопутствующие документы.
В случае если потребитель не направил заявку в указанный срок, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на своем официальном сайте.
Транспортирование ТКО
Правилами предусмотрен порядок осуществления транспортирования ТКО. Согласно данному порядку потребители складируют отходы в специально отведенных местах накопления ТКО, определенных договором с региональным оператором и схемой обращения с отходами. В местах накопления ТКО и КГО (крупногабаритные отходы) складируются в контейнеры, бункеры на площадках, контейнеры мусороприемных камер, пакеты и другие ёмкости.Согласно данному порядку, п. 14:
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. К транспортированию в рамках данных Правил запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Региональному оператору запрещается осуществлять транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом твердых коммунальных отходов.
Здесь прослеживается тенденция к формированию раздельного сбора отходов, однако прямо о необходимости такового не говорится.
Пункты 19-22 Правил посвящены непосредственно раздельному сбору ТКО:
19. В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
20. Накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
21. Запрещается организовывать места накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.
22. Накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.
В данных пунктах описан примерный порядок и ограничения при организации раздельного сбора отходов. Обратите внимание, что деятельность по разделению ТКО на фракции вторсырья – фактически деятельность по обработке отходов. Поэтому здесь отдельно оговорено, что лицензия на таковое разделение не требуется. Упор в правилах делается на запреты – накапливать отходы от использования товаров рядом с разделенным ТКО, накапливать отходы электронного оборудования не по правилам. Однако одних ограничений для организации раздельного сбора отходов недостаточно.
Обязателен ли раздельный сбор?
В пункте 19 приведена ссылка на законодательство, регламентирующее обязанность раздельного сбора ТКО, однако такого законодательства в РФ на сегодня нет. Есть только право разделения отходов, при желании и по инициативе потребителей. Пункт 20 говорит о законе, устанавливающем порядок накопления ТКО. Таковые законы являются региональными нормативными актами и уже начали приниматься повсеместно по всем субъектам РФ. Далее мы рассмотрим пример такого документа.Пункты 21 и 22 отсылают нас к законодательной базе механизма расширенной ответственности производителя и импортера товаров, при потере потребительских свойств которых образуются отходы. Юридические лица и ИП, производители и импортеры товаров, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации.
Согласно статье 24.5 Федерального закона № 89 в случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, предусматривается уплата экологического сбора. Данный закон стимулирует организацию производителями (импортерами) сбора отходов от использования товаров в специальных местах для дальнейшей их утилизации. Закон расширенной ответственности производителей – один из этапов внедрения раздельного сбора отходов.
Пункты 21 и 22 добавлены, чтобы предупредить сбор таких отходов на контейнерных площадках ТКО по инициативе производителей или потребителей.
Третий раздел данного НПА предусматривает порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Здесь говорится о приоритетности автоматизированной сортировки ТКО, при этом нужно выбирать технологии, обеспечивающие получение конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью. Обязательно обеспечение извлечения отходов I, II классов опасности (например, ртутные лампы, батарейки) при обработке ТКО. Для сортировки и обработки отходов региональные операторы будут заключать договора с операторами на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО.
Местные НПА и маркировка контейнеров
С внедрением реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в каждом регионе стали разрабатываться и утверждаться местные НПА, регламентирующие порядок накопления ТКО. Рассмотрим текст оного их таких документов – Приказ Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 6 июля 2017 года № 6. Этот порядок накопления ТКО определяет общие требования к организации и порядку осуществления накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО на территории Ленинградской области в целях установления единого подхода и предназначен для образователей ТКО, а также операторов по обращению с ТКО. Приказ во многом дублирует текст Постановления № 1156.Вышеупомянутый Приказ № 6 требует, чтобы контейнеры были изготовлены из пластика или металла, имели крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков и животных, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, имеет ограждение и оборудована крышей. Контейнеры и бункеры должны быть промаркированы с указанием наименования и контактных данных оператора. В порядке также упоминается про запрет складирования горящих, раскаленных отходов, КГО, снега и льда и прочего.
Ситуации, когда разделять отходы становится не правом, а обязанностью:
17. При установлении и (или) предоставлении оператором дополнительных контейнеров и (или) специально предназначенных емкостей для накопления отходов, содержащих определенные компоненты и (или) отдельные фракции ТКО, образователь ТКО обязан осуществлять разделение ТКО по видам отходов и складирование сортированных в отдельно предоставленные контейнеры и (или) специально предназначенные емкости.
Таким образом, если оператор согласен на прием раздельных фракций отходов с условием гарантированной дальнейшей их утилизации – граждане-образователи отходов обязаны отходы разделять.
При этом порядок содержит требования к таким контейнерам:
18. Для раздельного накопления ТКО используются контейнеры и (или) специально предназначенные емкости:
- для отходов, содержащих следующие компоненты: полимерные материалы, бумага, картон, стекло, металл;
- для прочих отходов.
Еще один интересный документ – Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 января 2018 года № 25. В нем есть раздел «Раздельное накопление ТКО». Согласно требованиям, организация раздельного сбора ТКО в зависимости от объемов образуемых отходов (вторичных материальных ресурсов) и плотности застройки территории может осуществляться следующими способами:
- установка специальных контейнеров для раздельного накопления бумаги, стекла, пластика, металла;
- установка контейнеров для утильных фракций (бумага, стекло, пластик и пр.) и стандартных контейнеров для ТКО (с пищевой составляющей);
- создание пунктов приема вторичных материальных ресурсов или организация площадок раздельного накопления ТКО;
- организация передвижных пунктов накопления вторичных материальных ресурсов.
Маркировка контейнеров для раздельного сбора
При раздельном сборе выделяются виды отходов, в состав которых входят полезные компоненты, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года № 1589, а также отходы от использования товаров и упаковка, готовые товары, входящие в перечень из распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года № 202.Требования по цветовой дифференциации и маркировке контейнеров для раздельного сбора отходов:
- «Бумага» – синий;
- «Несортированные коммунальные отходы» – зеленый;
- «Пластик» – желтый;
- «Опасные ртутьсодержащие отходы и источники питания» – оранжевый;
- «Стекло» – красный;
- «Электронное и электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства» – серый.
Санитарные нормы – проект нововведений
С внедрением мусорной реформы Роспотребнадзор тоже готов поменять свою нормативную базу. Так, впервые за двадцать лет разработаны новые СанПиН, которые в целом призваны облегчить работу операторов по обращению с ТКО (допускается более редкий график вывоза мусора из удаленных мест и т.д.) Проектом предлагается утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие требования к содержанию и обслуживанию территории населенных мест и мест массового пребывания населения, условиям сбора и накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО и жидких бытовых отходов, обращения с хозяйственно-бытовыми сточными водами.Одновременно с этим утратил силу СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88.
В старых санитарных правилах сроки вывоза мусора не дифференцированы. Например, у жителей небольших деревень нет потребности в ежедневном вывозе отходов. Согласно проекту вывоз отходов в таких населенных пунктах может производиться раз в 5 дней, в том числе в ночное время суток (сейчас это запрещено). Кроме того, новые СанПиН сокращают расстояние от контейнерной площадки до жилых домов с минимальных 20 метров до 10 метров при увеличении частоты санитарных обработок мест накопления.
Насчет раздельного сбора ТКО в новых санитарных правилах сказано мало. В пункте 2.1.9 указано, что при размещении на территории контейнерной площадки оборудования, предназначенного для раздельного накопления ТКО, вывоз разделенного отхода осуществляется по мере его накопления. Сортировка отходов из мусоросборников, являющихся частью инженерной сети многоквартирных домов, а также из транспорта предприятий не допускается.
В разделе «Уборка территории населенных мест», пункт 3.1 говорится, что органы местного самоуправления должны принимать участие в организации деятельности по накоплению ТКО, в том числе раздельному, их транспортированию с территории поселений. За накопление ТКО, в том числе раздельное, их транспортирование несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий. Также указывается на необходимость раздельного накопления ТКО и отходов от использования товаров, реализуемых на территории рынка при складировании отходов рынка.
В России только начинает формироваться законодательная база для регулирования раздельного сбора отходов. Некоторые регионы лишь формально издают подзаконные и акты, но на деле не занимаются внедрением раздельного сбора. Другие же решительно настроены включаться в работу, и их местные документы носят более детализированный характер.
Проблемы реализации системы раздельного сбора
Известно, что на Москву и Московскую область приходится 16% всего объема мусора РФ, и все знают о проблемах с полигонами в этом регионе.Однако такая ситуация по всей стране. Так, в Сыктывкаре действующий полигон загрязняет воздух из-за неправильной эксплуатации, в Сочи мусоросортировка не справляется с потоком отходов, и вскоре запускается мусоросжигательная ТЭС. Власти и бизнес видят решение проблемы в строительстве мусоросжигательных заводов, однако это идет вразрез как с нуждами экологической обстановки, так и с мнением местных жителей. Никто не хочет жить рядом с таким заводом, также, как и рядом с полигоном отходов, особенно старого образца, переполненным сверх нормы и с постоянно горящими отходами.
Гринпис (*признан «нежелательной» организацией) в 2019 году составил рейтинг доступности раздельного сбора мусора в нашей стране. В Москве баки для вторсырья во дворе есть только у 11% жителей, в Санкт-Петербурге – всего у 2.3%. Лидером стали Мытищи – 93% жителей имеют доступ к раздельному сбору.
Составленный рейтинг учитывал соотношение численности населения и числа контейнерных площадок для сбора вторичного сырья (хотя бы одного контейнера для вторсырья). Если смотреть в целом по стране, только 14,5% жителей городов могут разделять мусор в разные контейнеры, при этом на сортировку уходит около 9% ТКО (в Европе этот показатель стремится к 42%).
Международный опыт: как решают проблему в других странах
Европа
Раздельный сбор в Европе существует примерно с середины 20 века, а к началу нулевых стал повсеместным благодаря законодательству и развитию экономики. Система раздельного сбора мусора во многих странах отличается. Рассмотрим несколько примеров.Германия лидирует в переработке отходов среди европейских стран. В 70-х годах жители Германии одни из первых начали продвигать раздельный сбор и внедрили контейнеры для стекла. В конце 90-х контейнеры делили на два вида: для смешанных и перерабатываемых отходов. В это же время была введена расширенная ответственность производителя – расходы на сбор, сортировку и переработку берут на себя предприятия. На сегодняшний день система РСО здесь стала многоканальной. У жилых домов есть контейнеры, в которые люди обязаны собирать макулатуру, пластик и металл, а также пищевые и смешанные отходы. В пункты приема сдают стекло, электронику и такие сложные отходы как краска, растворители и т.д. По данным Global Waste Index 48% ТКО в Германии направляют на переработку. Сортировка отходов у немцев обязательна и нарушения влекут за собой штрафы до 1500 евро. А за сдачу использованной тары житель получает залог. Кстати, некоторые виды тары в Германии используют многоразово путем дезинфекции.
Япония и Азия
При сортировке отходов в Японии учитывают относятся ли они к горящим (например, макулатура) или негорящим (самый очевидный пример – стекло), и подлежат ли отходы дальнейшей переработке. Правила сортировки и вывоза мусора могут отличаться даже в зависимости от района или населенного пункта. Нарушение правил сортировки или выброс мусора в неположенном месте грозят штрафами. Согласно Global Waste Index в Японии перерабатывают около 20% бытовых отходов, а примерно 80% отправляют на сжигание. На фоне всей страны выделяется небольшой поселок Камикацу – его жители сортируют отходы на 45 категорий, а после отправляют на переработку около 80%, эти результаты впечатляют.В Южной Корее на переработку отправляется 61% коммунальных отходов, согласно статистике Global Waste Index. Смешанные и пищевые отходы выбрасывают в специальных пакетах. Органические отходы в некоторых городах можно утилизировать в специальные аппараты, плата за них взимается по весу. Именно поэтому жители Южной Кореи компостируют пищевые отходы, что снизило их количество в автоматах.
Советы: как начать сортировать мусор самому
Несмотря на все перечисленные изменения в законодательстве, сортировка отходов на сегодняшний день не обязательна. Однако разделять отходы важно для сохранения природных ресурсов, в последствии из-за этого меньше страдает окружающая среда и здоровье человека, что тесно взаимосвязано.Начать сортировку мусора не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Не обязательно браться за все виды отходов сразу – попробуйте сортировать макулатуру и стекло, далее переходите к видам пластика и металла. Важно помнить, что каждый вид отхода имеет свою маркировку, обычно она обозначается треугольником с цифрами. Например, наиболее безопасные виды пластика имеют маркировки: 1, 2, 5 – их легко перерабатывать. Пластик с маркировками 3, 4, 6, 7 лучше избегать, либо сортировать отдельно.
Мы подготовили чек-лист, который поможет вам начать сортировать отходы в быту:
- Узнайте, какие виды отходов принимают в вашем регионе. Это можно сделать на карте Recyclemap или официальных ресурсах вашего населенного пункта;
- Определите виды отходов, которые у вас образуются. Чаще всего их 5: пластик, стекло, металл, макулатура и несортируемые отходы (те, которые совмещают несколько слоев разной упаковки);
- Организуйте место для накопления отходов. Пусть это будут отдельные контейнеры или коробки. Если места для хранения мало, собирайте отходы вместе, и сортируйте по пакетам перед их вывозом;
- Заведите отдельный герметичный контейнер для опасных отходов, таких как батарейки, лампы и электроника;
- Подготовьте отходы к переработке: ополосните емкости от остатков еды и напитков, сомните упаковку – так она будет занимать меньше места, уберите этикетки и крышки.
Интересует тема обращения с отходами? Переходите к разделу отходы на сайте ЭкоПромЦентра.
Требуются услуги по обращению с отходами? Звоните: +7 (812) 425-61-45, или оставляйте заявку на сайте.
Оставить заявку