На сегодняшний день разработка и установление санитарно-защитных зон все еще представляет собой проблему как для природопользователя, так и для разработчика проекта СЗЗ. Далее рассмотрим наиболее актуальные проблемные вопросы при установлении СЗЗ.
1. Наличие жилья, сельскохозяйственных и других «запрещенных» земель в границах СЗЗ
СЗЗ сегодня – это зона с особыми условиями использования территории. После ее установления на земли, входящие в границы СЗЗ, накладывается ряд обременений, которые будут отражены в ЕГРН. Обратимся к пункту 5 Постановления №222:
Проще говоря, если в границах СЗЗ, которую вы собираетесь установить для вашего предприятия, есть перечисленные выше объекты, либо находятся земельные участки с одним из подобных разрешенных видов землепользования, то вероятнее всего ваша санитарно-защитная зона не будет согласована. Даже если такого рода деятельность в реальности там не ведется, все равно у Роспотребнадзора будут вопросы. Решается эта проблема следующими способами:
- Если в СЗЗ есть жилье – либо отселяются жители, либо уменьшается размер СЗЗ. Последнее делается после проведения мероприятий по снижению воздействия от предприятия и серии лабораторных измерений, которые докажут отсутствие превышений ПДК/ПДУ на территории жилья,
- Если в СЗЗ есть сельхозземли, продукция которых используется в пищевых отраслях, и другие объекты и земельные участки для них, указанные в подпункте «б» пункта 5, то можно рассмотреть следующие варианты:
Первый вариант – такие земли выкупаются с переводом их категории в другую, разрешенную к размещению в СЗЗ.
Второй вариант – владельцам компенсируется ущерб за наложенное обременение.
Третий вариант – решается вопрос о перенесении производственных объектов с компенсацией затрат на эту процедуру.
Четвертый вариант – уменьшение СЗЗ указанным выше способом до границ таких земель, если это возможно.
Пятый вариант приводится в п. 15 Постановления № 222: обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека. Это обоснование произвести довольно непросто, часто эта работа выливается в отдельный лабораторно-научный труд. Хотя требования от региона к региону меняются и в некоторых из них довольно лояльны.
2. Необходимость оценки рисков для здоровья населения
Проект СЗЗ содержит в том числе обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом оценки риска для здоровья человека. Руководящим документом по проведению таких работ является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».
Аналогичное требование о необходимости оценки риска здоровью населения приведено в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 2.9. В этом же документе, п. 4.2, поясняется, что оценка риска производится для объектов I и II класса опасности. Однако в том случае, если расстояние от их границы в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, оценку риска проводить не нужно. Кроме того, не нужна оценка риска для предприятий животноводства и птицеводства, а также для кладбищ.
Главная проблема проведения такой оценки – ее стоимость. Часто такие работы составляют половину всего бюджета на разработку и установление санитарно-защитных зон. Кроме того, нужно найти подходящую организацию, которая сможет выполнить такую работу, и они есть далеко не в каждом городе. Наконец, это дополнительное время, которое нужно учитывать при планировании работ по установлению СЗЗ.
3. Превышения ПДК/ПДУ на границе СЗЗ
Санитарно-защитная зона может быть установлена только тогда, когда доказано, что на ее границах соблюдаются санитарные правила и нормы, и нет превышений ни по ПДК загрязняющих веществ, ни по ПДУ воздействия физических факторов. Такие превышения могут быть выявлены как на стадии проекта расчетным методом, так и на стадии проведения замеров концентраций веществ и шума на границе СЗЗ.
Если же такие превышения выявляются, то приходится искать выход.
Первый вариант – провести увеличение площади СЗЗ за счет расширения ее границ до тех пределов, где воздействие уже в границах нормы. Это возможно на тех территориях, где отсутствует плотная застройка. Однако трудно осуществить это в населенных городах, где попадающие под вредное воздействие участки земли нужно будет выводить из пользования из-за обременений, наложенных после установления СЗЗ.
Второй вариант – сокращение воздействия предприятия путем изменения технологии, модернизации производства, установки более мощных очистных сооружений. И тот, и другой пути приводят к высоким финансовым затратам.
4. Необходимость установить СЗЗ до начала строительства
Если у вас строящийся объект, то согласно п. 6 Постановления № 222 и Градостроительному кодексу, ст. 51, прежде чем подать заявление на получение разрешения на строительство, вам необходимо подать заявление об установлении СЗЗ и получить решение об установлении. Однако Федеральный закон от 30.12.2021 N 447-ФЗ внес изменения в Градостроительный кодекс. Теперь ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них прекращают действие начиная не с 01.01.2022 г, а с 01.01.2025 г.
С заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования СЗЗ необходимо до 1 октября 2024 года. Мораторий на действие пунктов 6, 23, 24 и 25 Постановления № 222 продлевается до 1 января 2025 г. Таким образом, на сегодняшний день на данное требование наложен мораторий.
Но все равно для крупных объектов, проектирование и строительство которых длится десятилетиями, это требование несет определённые риски. К ним нужно готовиться заранее, чтобы успеть произвести в срок установление СЗЗ для строящегося объекта.
Мы рассмотрели несколько ситуаций, которые чаще всего влекут за собой сложности при установлении СЗЗ. Разработку проекта санитарно-защитной зоны рекомендуем доверить опытным инженерам-экологам, которые не только подготовят документацию, но и смогут ее согласовать в срок.
Специалисты компании ЭкоПромЦентр дадут рекомендации индивидуально по Вашей ситуации, разработают и успешно согласуют проект СЗЗ.
Получите бесплатную консультацию по телефону — +7 (812) 425-61-45. Вы также можете оставить заявку на сайте и получить обратную связь от специалиста.