В этом материале мы дадим разъяснения по актуальной нормативно-правовой базе, на основании которой проводится оценка воздействия на окружающую среду.
Заказать ОВОС
Нормативно-правовая база ОВОС
ОВОС базируется на принципах, закреплённых в международных соглашениях, основное из которых – Конвенция ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Конвенция подписана еще СССР в 1991 г., но в РФ не ратифицирована. Тем не менее, на ее принципах основаны российские правовые основы ОВОС.Оценка воздействия на окружающую среду закреплена в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 32.
Новый приказ от 1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» вступил в силу с 1 сентября 2021 г. и действует шесть лет. Он заменил собой старый приказ от 16 мая 2000 г. № 372, который уже утратил актуальность.
Этапы проведения ОВОС
Согласно методике, этапы процедур проведения ОВОС включают:- предварительную оценку со сбором информации о планируемой деятельности с ее целями, альтернативами, сроками, о состоянии окружающей среды, о возможных воздействиях на нее;
- составление проекта технического задания, подготовка уведомления об общественных обсуждениях проекта ТЗ;
- проведение общественных обсуждений проекта ТЗ, анализ замечаний и утверждение ТЗ;
- проведение исследований по ОВОС, включающих определение характеристик деятельности, анализ исходного состояния территории строительства, описание альтернативных вариантов планируемой деятельности и выявление ее последствий для природы и человека, а также оценку воздействия этой деятельности, составление мероприятий по предотвращению влияния деятельности, основы программы ПЭК и ПЭМ.
- формирование предварительных материалов ОВОС;
- подготовку уведомления о проведении общественных обсуждений материалов предварительных ОВОС;
- проведение общественных обсуждений;
- анализ и учет замечаний, предложений, поступивших от общественности;
- формирование окончательного варианта материалов ОВОС.
Таким образом, ОВОС необходим для всех объектов, которые проходят государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).
ОВОС и ПМООС
Раньше материалы ОВОС составлялись по принципу сокращенного копирования ПМООС. Теперь, с выходом приказа № 999, требования к материалам ОВОС отличаются от ПМООС.Особенно четко составлены требования к техническому заданию на ОВОС, к уведомлениям о проведении общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС, а также непосредственно к составу материалов ОВОС в их окончательном виде.
При этом проработаны отдельные требования для материалов оценки воздействия на окружающую среду по различным особым территориям и ситуациям. Отдельно существуют требования к материалам ОВОС, которые пойдут на государственную экологическую экспертизу.
Особое внимание уделяется организации и проведению общественных обсуждений, дается конкретный список информации, которая должна быть отражена в протоколах обсуждений, в опросных листах, в журналах учета замечаний и предложений общественности.
Экологическая экспертиза
ОВОС проходит экологическую экспертизу государственного или регионального уровня. Отметим, что если объект прошел Государственную экологическую экспертизу и получил положительное заключение, то при прохождении после этого обычной экспертизы (даже государственного уровня) разделы ПМООС и ОВОС на предмет соответствия законодательству в сфере ООС проверять уже не будут.Согласно закону об экологической экспертизе № 174, статья 11, объектами, подлежащими ГЭЭ, является проектная документация следующих объектов:
- объектов капитального строительства (ОКС), которые будут строить в границах ООПТ федерального значения (за некоторым исключениями);
- уникальных сложных ОКС, оборонных объектов в границах ООПТ регионального и местного значения;
- объектов утилизации ТКО для получения энергии, объектов обезвреживания и размещения отходов, проекты рекультивации земель, использованных для свалок;
- искусственных земельных участков на воде;
- проекты ликвидации горных выработок с использованием отходов чермета;
- ОКС I категории (за некоторыми исключениями);
- проекты АЗС, складов ГСМ в границах водоохранных зон на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, объектов ФСБ, объектов энергообеспечения Калининградской области;
- ОКС, строящихся в границах Байкальской природной территории (за некоторыми исключениями);
- ОКС, строящихся в Арктической зоне Российской Федерации (за некоторыми исключениями);
- спецхранилищ агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.
Получите бесплатную консультацию по ОВОС от специалистов ЭкоПромЦентра по телефону — +7 (812) 425-61-45, или в один клик!
Получить бесплатную консультацию по ОВОС