Экологические услуги для предприятий в Санкт-Петербурге — ЭкоПромЦентр
centr@ecopromcentr.ru +7 (495) 128-93-67
Экологическая отчетность в 2024 году – что важно знать

Экологическая отчетность в 2024 году – что важно знать

32366
4 минуты
(0)

АВТОР:

Станислав Тищенко

генеральный директор ООО “ЭкоПромЦентр”, эксперт по вопросам экологии

Дата публикации: 24.11.2023
Дата обновления: 12.11.2024
Экологическая отчетность в 2024 году – что важно знать

Каждый год на сайте ЭкоПромЦентра выходит традиционный материал об экологической отчетности, в котором собраны полезные сведения и лайфхаки о подготовке к предстоящей отчетной кампании. Новые нормативно-правовые акты, которые регламентируют правила и тонкости подачи экологической отчетности, в этом году частично изменились. В этом материале кратко расскажем, что нового нас ждет в ходе кампании 2023-2024 года.

Заказать экологическую отчетность
  1. Формы экологической отчетности
  2. Журнал учета движения отходов
  3. Региональный кадастр отходов
  4. Форма 2-ТП (отходы)
  5. Форма 2-ТП (воздух)
  6. Форма 2-ТП (водхоз)
  7. Форма 2-ТП (рекультивация)
  8. Форма 4-ОС (текущие затраты)
  9. Форма 2-ОС (водные объекты)
  10. Форма 4-ЛС (скважина)
  11. Отчетность по программе ПЭК
  12. Декларация о плате за НВОС
  13. Экологический сбор
  14. Декларация о количестве выпущенных товаров
  15. Отчет о выполнении нормативов утилизации
  16. Отчет по формам 6.1, 6.2, 6.3.
  17. Отчет по формам 3.1, 3.2, 3.3.
  18. Отчетность по парниковым газам
  19. Сроки сдачи экологической отчетности в 2024 году
  20. Требования законодательства к объектам НВОС в 2024 году
  21. Штрафы за непредставление формы экологической отчетности
  22. Остались вопросы об экологической отчетности на 2024 год?

Формы экологической отчетности

Журнал учета движения отходов

Такой журнал требуется каждому природопользователю по объекту ОНВ, либо по хозяйствующему субъекту в целом. Главный нормативный акт по теме – Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Учет ведется ответственным лицом по приказу в электронном виде или на бумажном носителе. Учитываются не только фактически образованные на объекте собственные отходы, но и принятые от сторонних лиц, а также в таблицах учета отражается передача отходов. Данные учета ежегодно обобщаются в срок не позднее, чем 25 января после отчетного года.

Региональный кадастр отходов

Кадастр – это региональная база данных об отходах, в которой учитываются их виды, количество, способы обращения по данному региону. Сведения в региональные кадастры подают сами природопользователи. При этом уполномоченные органы и формы ведения кадастров в каждом регионе разные.

Например, в Санкт-Петербурге кадастр ведет комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт‑Петербурга. В 2023 году вышел новый регламентирующий НПА – Распоряжение указанного комитета от 26.04.2023 № 87-р «О порядке ведения регионального кадастра отходов». Срок подачи сведений в кадастр в этом регионе – до 31 марта в бумажном виде почтой с описью вложений либо в электронном виде с ЭЦП.

Таблица со сроками подачи сведений в кадастры отходов по регионам есть на нашем сайте, в статье “Кадастр отходов”.

Форма 2-ТП (отходы)

Эту форму статотчетности подают по Приказу Росстата от 09.10.2020 г. № 627. Срок подачи формы 2-ТП (отходы) в ТО Росприроднадзора – не позднее 1 февраля 2024 года.

Отчет сдается в электронном виде через Личный кабинет природопользователя (ЛКПП), или через другие электронные сервисы подачи экологической отчетности.

Форму должны заполнять:
  • хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность в области обращения с отходами;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять форму 2-ТП (отходы) субъекты МСП при одновременном соблюдении для них трех условий:
  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не ведется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
При наличии обособленных подразделений отчет заполняется как по каждому из них, так и по юрлицу без этих подразделений.

Форма 2-ТП (воздух)

Форма 2-ТП (воздух) подается в ТО Росприроднадзора в срок до 22 января 2024 года для предстоящей отчетной кампании. Форму этой отчетности утвердили Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661. Отчет подают в электронном виде через ЛКПП либо другие сервисы экоотчетности.

Форму должны заполнять лица, у которых есть стационарные источники выброса (независимо от наличия газоочистных установок). При этом объемы разрешенных выбросов по ОНВ превышают 10 тонн в год или от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

При наличии у предприятия нескольких объектов на территории разных субъектов РФ отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту.

Форма предоставляется только при наличии фактических выбросов загрязняющих веществ. По передвижным источникам, а также по выбросам парниковых газов и озона отчет не заполняется. Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, форма заполняется исходя из фактического выброса.

Форма 2-ТП (водхоз)

Форма 2-ТП (водхоз) утверждена приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815. Эту отчетность сдают водопользователи, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты, а также лица, потребляющие воду из систем водоснабжения и те, кто имеет системы оборотного водоснабжения (п.1.1 приказа Росстата № 815. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2024 года. Список органов Росводресурсов находится здесь https://voda.gov.ru/favr/structure/bvu/.

Подают отчетность по форме 2-ТП (водхоз) лица, которые:
  • сбрасывают сточные воды (любого объема) и/или забирают из водных объектов воду 50 м3/сутки и более (кроме объектов сельского хозяйства);
  • получают воду из систем водоснабжения от 300 м3/сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельхозпродукции (для таких объектов лимит – 150 м3/сутки);
  • имеют системы оборотного водоснабжения от 5000 м3/сутки.
Комментарий инженера-эколога отдела экологического сопровождения ООО “ЭкоПромЦентр”, Александры Буториной:

“При заполнении формы 2-ТП (водхоз) необходимо учитывать важность корректного внесения всех предусмотренных формой сведений, что в особенности касается объемов забора водных ресурсов, поскольку эта информация является платежной базой для расчета водного налога и сверяется с данными ФНС”.

Форма 2-ТП (рекультивация)

Эту форму статистической отчетности заполняют в ЛКПП, в соответствии с требованиями Приказа Росстата от 29.12.2012 № 676. Представляют форму лица, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные), проводящие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы.

Форма подается в ТО Росприроднадзора по месту нахождения. Если деятельность ведется не по месту нахождения, то форма предоставляется по месту фактического ведения деятельности. Индивидуальные предприниматели сдают форму 2-ТП (рекультивация) по месту своего нахождения.

Форма заполняется на основании:
  • сведений об учете нарушенных земель;
  • материалов по итогам инвентаризации;
  • контрольных обмеров;
  • актов приемки-передачи рекультивированных земель.

Форма 4-ОС (текущие затраты)

По форме 4-ОС (текущие затраты) в прошлом году вышел Приказ Росстата от 29.07.2022 № 530, который заменил приказ Росстата от 21.07.2020 № 399.

Полное название формы отчета федерального статистического наблюдения № 4-ОС звучит как «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды». Ее заполняют и сдают юрлица, ИП, которые ведут природоохранную деятельность.

Согласно приказу, отчетность по форме подают те лица, которые владеют основными фондами природоохранного назначения, проводят природоохранные мероприятия, имеют объекты НВОС и тратят на охрану окружающей среды и (или) оплату услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год с учетом обособленных подразделений в границах одного субъекта РФ.

Отчетность подается в Росстат при наличии таких затрат и соблюдении критериев до 25 января года, следующего за отчетным. Это значит, что за 2023 год нужно отчитаться до 25.01.2024 г.

При наличии у юрлица обособленных подразделений форма заполняется:
  • по каждому обособленному подразделению;
  • по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Форма 2-ОС (водные объекты)

Форма подается в соответствии с требованиями Приказа Росстата от 28.08.2012 № 469 ежегодно в срок до 25 января, в следующей отчетной кампании – 25 января 2024 года соответственно. Сдают форму территориальному органу Росводресурсов (Бассейновое водное управление БВУ).

Форму представляют ЮЛ, ИП, осуществляющие водохозяйственные и (или) водоохранные работы на водных объектах. К таким объектам относят организации, которые:
  • получили лицензию на водопользование, решение или договор на предоставление водного объекта в пользование;
  • осуществляют деятельность водопользователя, не требующую разрешительной документации;
  • пользуются водными объектами, право пользования которыми не оформлено.
При этом БВУ определяют перечень лиц, обязанных предоставлять форму. Отчет 2-ОС подают по обособленным подразделениям и по юрлицу в целом. Респонденты составляют отчеты по каждому водному объекту, на котором в отчетном году осуществлялись водохозяйственные и (или) водоохранные работы. Если работы проводились на территории различных субъектов РФ, отчет сдается отдельно по каждому субъекту РФ.

Форма 4-ЛС (скважина)

Форма статистической отчетности № 4-ЛС (скважина) заполняется и подается ежегодно в срок до 20 января, в будущей отчетной кампании – 20 января 2024 года соответственно. Приказ Росстата от 07.07.2011 № 308 устанавливает требования к этой форме отчетности. Подается отчет 4-ЛС в Роснедра через онлайн-сервис «Личный кабинет недропользователя».

Форму 4-ЛС (скважина) предоставляют пользователи недр, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений питьевых и технических подземных вод. Сведения в указанной форме предоставляются по каждому участку недр согласно лицензии и лицензионному соглашению недропользователя.

Отчетность по программе ПЭК

Эта отчётность представляет собой ежегодный отчет о выполнении программы ПЭК для объектов I-III категории. Требования к программе ПЭК установлены Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109, который начал действовать с 1 сентября 2022 года. В программу ПЭК входит контроль за выбросами в атмосферный воздух, за сбросами в водные объекты, за обращением с отходами.

Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 утвердил форму отчетности по ППЭК. Отчет подается в ЛКПП в электронном виде, второй экземпляр подается в бумажном виде.

Отчетность по проведенным мероприятиям ПЭК за 2023 год подается до 25 марта 2024 года. Для объектов III категории рекомендуется подать отчет раньше, чтобы в декларации о плате за НВОС указать дату сдачи отчета по ППЭК и избежать вопросов.

Весной 2023 года появился документ, вносящий редакцию в приказ № 109 – это Приказ Минприроды России от 24.03.2023 № 150, согласно которому в программе ПЭК появился раздел «Сведения о побочных продуктах производства». В нем указывается перечень видов побочной продукции, которая образуется на объекте, объем ее ежегодного образования и периодичность ее получения.

Кроме того, в этом разделе программы теперь приводятся планируемые сроки и способы использования побочной продукции в своем производстве и результаты такого использования либо планируемые сроки передачи ее другим лицам. Получение сырья, продукции из побочной продукции и их соответствие нормативным требованиям нужно подтверждать с помощью документов.

Отметим также, что раньше природопользователи представляли уполномоченным органам отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Теперь такого отчёта в «чистом» виде не существует. Но вместо этого установлены требования к передаче информации об обращении с отходами в составе различной природоохранной документации для каждой категории НВОС:

  • лица, имеющие объекты НВОС I категории, устанавливают НООЛР только в рамках КЭР;
  • лица, использующие объекты II категории, дают информацию об отходах в рамках ДВОС;
  • лица, у которых есть объекты III категории, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета ПЭК;
  • для объектов IV категории не устанавливаются НООЛР и не подается отчетность по отходам.
Комментарий инженера-эколога ООО “ЭкоПромЦентр”, Юлии Сабировой:

“Программа производственного экологического контроля входит в состав пакета документов, прикрепляемых к заявке на получение комплексного экологического разрешения. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.03.2022 № 353, к концу 2024 года (до 31 декабря 2024 года включительно), все объекты НВОС 1 категории должны получить КЭР. На момент завершения 2023 года Минприроды РФ опубликовало перечень объектов, которые не успели получить КЭР по состоянию на 01.11.2023 г. Важно учесть, что времени осталось мало, а на практике компании ЭкоПромЦентр средний срок получения разрешения (от момента заключения договора до получения готового КЭР и отображения его в реестре) – 1 год. На сегодняшний день, благодаря нашей компании получено 15 комплексных экологических разрешений для различных объектов 1 категории НВОС за 2022-2023 год”.

Декларация о плате за НВОС

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ, подавать декларацию и вносить плату обязаны юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением лиц, имеющих только объекты IV категории.

Срок подачи декларации о плате за НВОС – 10 марта 2024 года, срок внесения платы – до 1 марта 2024 года.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления содержатся в Приказе Минприроды России от 10.12.2020 № 1043. В прошлом году в него внесены изменения, которые вступили в силу с 1 марта 2023 года. Теперь в декларации о плате за НВОС есть строка о сумме платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами. Для расчета суммы платы за такие отходы в состав декларации введен раздел 3.2.

Ставки платы за НВОС установлены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. В 2023 году постановлением Правительства от 20.03.2023 № 437 коэффициент «инфляции» установлен в размере 1,26.

С 1 сентября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881, регламентирующее Правила исчисления и взимания платы за НВОС вместо Постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255. Расчет платы по новым правилам будет производиться уже в марте 2024 года.

Теперь при расчете платы четко разделены требования для лиц, осуществляющих деятельность на объектах разных категорий НВОС. Для каждой категории есть свой алгоритм расчета в зависимости от наличия разрешительной документации и превышения установленных нормативов и лимитов. В таблице представлен этот новый алгоритм для удобства восприятия по категориям объектов, где N – количество выбросов, сбросов, С – ставка платы, К – стандартные коэффициенты (инфляции, территории и т.д.), 25 и 100 – повышающие коэффициенты.

Соблюдение НДВ, НДС, НООЛР, ТН в рамках КЭР, ДВОС, «старых» разрешений, отчета ПЭК

Нормативы соблюдены

Установлены временные нормативы

Нормативы не соблюдены (выход за лимит)

Нет КЭР, ДВОС и «старых» разрешений, отчета ПЭК

I категория 

Расчет платы за выбросы

N х С х К

N х С х К х 25

N х С х К х 100

N х С х К х 100

Расчет платы за сбросы

N х С х К

N х для С х К х 25

N х С х К х 100

N х С х К х 100

Расчет платы за отходы

N х С х К

N х С х К х 25

N х С х К х 25

II категория

Расчет платы за выбросы

N х С х К

N х С х К х 25

N х С х К х 100

N х С х К х 100

Расчет платы за сбросы

N х С х К

N х С х К х 25

N х С х К х 100

N х С х К х 100

Расчет платы за отходы

N х С х К

N х С х К х 25

N х С х К х 25

III категория – для веществ 1, 2 класса

Расчет платы за выбросы

N х С х К

N х С х К х 25

N х С х К х 25

Расчет платы за сбросы

N х С х К

N х С х К х 25

N х С х К х 25

III категория – для прочих веществ

Расчет платы за выбросы

N х С х К

N х С х К х 100

N х С х К х 25

Расчет платы за сбросы

N х С х К

N х С х К х 100

N х С х К х 25

Расчет платы за отходы

N х С х К

N х С х К х 25

N х С х К х 25


Примечания:
  • Если отходы утилизированы в своем производстве или переданы другим для утилизации в срок до 11 месяцев, то к расчету применяется коэффициент 0;
  • Если на объекте внедрены НДТ и соблюдены технологические нормативы по выбросам и сбросам, применяется коэффициент 0;
  • Если побочные продукты, признанные отходами, накапливаются не более 11 месяцев и не имеют НООЛР либо превышают установленные НООЛР, применяется коэффициент 25. Если они накапливались свыше 11 месяцев или не использовались более трех лет, к расчету добавляется коэффициент 52.
Отдельно оговариваются требования к учету в декларации побочной продукции, признанной отходом, а также вскрышных и вмещающих горных пород.

В новых Правилах прописан отдельный механизм расчета платы для объектов, которые актуализировали категорию с более низкой на более высокую.

Помимо прочего, в Правилах исчисления и взимания платы за НВОС регламентирована процедура корректировки платы за НВОС. Установлен порядок вычета затрат на природоохранные мероприятия, механизм внесения авансовых платежей, механизм зачета излишне уплаченных сумм, алгоритм проверки декларации о плате Росприроднадзором.

Экологический сбор

По экологическому сбору отчитываются производители и импортеры товаров и упаковки, которые есть в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р. Учитывается только тот товар, который реализован на территории России.

Виды отчетов по расширенной ответственности производителей:
  • Декларация о количестве выпущенных товаров и упаковки;
  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации;
  • Расчет суммы экосбора.

Декларация о количестве выпущенных товаров

Декларация утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417. Срок сдачи – до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Отчет о выполнении нормативов утилизации

Форма отчета представлена в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010. Отчет подается до 1 апреля 2024 года.

Отчетность сдается в зависимости от того, кем является организация. Если это производитель товаров, то отчетность подается в ТО Росприроднадзора. В случае, если организация – импортер товаров, а также относится к ассоциации, РЭО, то отчитывается в Центральный аппарат Росприроднадзора.

Обязанность производителя/импортера считается выполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации и (или) со дня уплаты экосбора (если необходимо).

Расчет суммы сбора выполнятся до 15 апреля в соответствии с требованиями Приказа Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Отчет по формам 6.1, 6.2, 6.3. Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами

Эта отчётность, которую обязаны подавать собственники водных объектов и водопользователи, включает три формы:
  • 6.1. Данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями);
  • 6.2. Сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов;
  • 6.3. Сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов.
Требования к их заполнению представлены в Приказе Минприроды России от 06.02.2008 № 30. Сроки представления отчетов в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов – до 15 марта 2024 года.

Отчет по формам 3.1, 3.2, 3.3. Сведения, полученные в результате учета забора водных ресурсов и сброса сточных и дренажных вод, их качества

Помимо прочего, водопользователям в соответствии с приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года № 903 нужно подавать отчетность по формам:
  • 3.1 (Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов);
  • 3.2 (Сведения, полученные в результате учета объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод);
  • 3.3 (Сведения, полученные в результате учета качества сточных, в том числе дренажных, вод).
Перечисленную отчетность предоставляют водопользователи и собственники водных объектов, которым дано право пользования водным объектом в целях забора водных ресурсов и (или) сброса сточных вод.

Отчет подается ежеквартально в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта РФ, территориальный орган Росводресурсов на бумажном носителе или в электронном виде:
  • до 15 апреля – за 1 квартал;
  • до 15 июля – за 2 квартал;
  • до 15 октября – за 3 квартал;
  • до 15 января – за 4 квартал.

Отчетность по парниковым газам

Согласно федеральному закону от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» определен круг лиц, относящихся к региональным регулируемым организациям.

Такие организации в срок до 1 июля 2024 года сдают отчетность по парниковым газам путем ее размещения в реестре выбросов парниковых газов. Правила подачи отчетности и ее форма установлены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 № 1924. Отчет подают в территориальный орган Росприроднадзора.

Отчётность по парниковым газам представляют юридические лица и ИП, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна:
  • 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 01.01.2024;
  • или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 01.01.2024.

Сроки сдачи экологической отчетности в 2024 году

Представляем удобный календарь со сроками сдачи основной отчетности по экологии в 2024 году, файл доступен для скачивания.

Календарь экологической отчетности 2024.xlsx

Получайте информацию о сроках и видах отчетности на каждый месяц в сообществе ЭкоПромЦентра ВКонтакте.

Требования законодательства к объектам НВОС в 2024 году

Здесь мы перечислили перечень документации, которая в первую очередь необходима организациям и предприятиям, в зависимости от категории НВОС.
требования к объектам нвос

Штрафы за непредставление формы экологической отчетности

Если организация не подала статистическую отчётность, то такое нарушение попадает под действие ч.1 ст.13.19 КоАП РФ со штрафами:
  • на должностных лиц – 10000-20000 руб.;
  • на юридических лиц – 20000-70000 руб.
Повторное нарушение грозит штрафами:
  • на должностных лиц – 30000-50 000 руб.;
  • на юридических лиц – 100000-150000 руб.
По прочим формам экологической отчётности наказание грозит по ст. 8.5 КоАП РФ и влечет наложение штрафа:
  • на должностных лиц – 3000-6000 рублей;
  • на юридических лиц – 20000-80000 рублей.

Остались вопросы об экологической отчетности на 2024 год?

Получите бесплатную консультацию и перечень необходимых отчетов по экологии для Вашей организации от ЭкоПромЦентра. Оставайтесь в курсе последних изменений в природоохранном законодательстве вместе с нами. Закажите экологическую отчетность по телефону – +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!

Получить бесплатную консультацию

Связь с нами

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сертификат