Проект ПДВ (или НДВ) – это проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В нем на основании проверочных расчетов рекомендуются нормативы выбрасываемых веществ от объекта производства, больше которых выбрасывать запрещено, чтобы избежать негативного воздействия на атмосферный воздух и здоровье проживающего рядом населения. Юридическое основание для разработки проекта ПДВ рассмотрим далее.
Разработка и согласование проекта ПДВ – это одна из самых сложных и дорогостоящих услуг в экологии. Поэтому часто природопользователи задумываются, нужен ли им на самом деле такой проект, или же можно его не разрабатывать? С уверенностью скажем – проект ПДВ нужен практически всем категориям объектов негативного воздействия на окружающую среду.
В каком законе указано, что нужен проект ПДВ
Основной закон в экологии – Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем есть статья 22, которая посвящена нормированию выбросов и сбросов загрязняющих веществ. В статье 22 уточняется, что нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ (НДВ) определяются для стационарного источника (или источников) выбросов тех веществ, которые включены в особый список нормируемых. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 12 во многом дублирует требования ФЗ № 7 в плане нормирования выбросов. Для утверждения нормативов допустимых выбросов, необходимо подтвердить соответствие расчетов нормативов ПДВ санитарно-эпидемиологическим нормам, путем получения санэпид заключения. Это подтверждается статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52.
Процесс разработки проекта ПДВ
Для установления размера нормативов ПДВ, согласно ФЗ № 7 проводятся расчеты рассеивания выбросов в специализированных программах УПРЗА, которые основаны на методике расчета рассеивания, описанной в Приказе Минприроды от 06.06.2017 № 273.
Программы УПРЗА, используемые при расчете рассеивания, должны быть одобрены экспертизой Росгидромета. Подтверждается это ФЗ № 96. При этом учитывается фоновое загрязнение атмосферного воздуха. Рассеивание показывает, какие концентрации создаются в воздухе от данного объекта на границе его санитарно-защитной зоны (если она есть) и на границе нормируемых территорий.
К нормируемым территориям относятся жилые районы, места отдыха населения, сады и парки, больницы и т.д. Если ПДК веществ на этих точках не превышены, то такие выбросы признаются нормативными. Дальше предприятие должно будет контролировать их, чтобы не превысить разрешенные показатели.
Если ПДВ на данный момент соблюсти невозможно, то нужно устанавливать временно разрешенные выбросы. На период временно разрешенных выбросов создается план мероприятий или программа повышения экологической эффективности. Это нужно для того, чтобы поэтапно снизить выбросы и довести их до предельно допустимых выбросов.
Порядок разработки ПДВ и ВРВ установлен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055. Методические указания по разработке проекта ПДВ содержатся в Приказе Минприроды от 11 августа 2020 года № 581.
Кому нужно разрабатывать ПДВ
Ранее мы разобрали основание для разработки проекта ПДВ. Теперь подробнее остановимся на том, кому именно нужно разрабатывать проект нормативов допустимых выбросов.
Обязанность по разработке любой природоохранной документации сейчас наступает в зависимости от того, к какой категории относится объект НВОС. Всего категорий четыре: от самых опасных (I категория) до безопасных для окружающей среды производственных объектов (IV категория).
Кому обязательно нужно делать расчет нормативов допустимых выбросов:
- Объектам I категории – в составе проектов ПДВ, если они пока не получили КЭР;
- Объектам II категории – в качестве приложения к ДВОС;
- Объектам III категории (расчет ПДВ оформляется отдельным документом);
- Для 4 категории проект ПДВ или любой расчет в атмосферу не нужен.
Особенности проекта ПДВ для разных категорий
Для объектов I категории проект ПДВ разрабатывается согласно Приказу Минприроды № 581. В проекте нормируются вещества 1 и 2 класса опасности из Распоряжения Правительства № 1316-р, а также маркерные (специфические для данного производства) вещества.
После разработки проект ПДВ проходит экспертизу в Роспотребнадзоре с получением санитарно-эпидемиологического заключения.
Затем нормативы ПДВ утверждаются в Росприроднадзоре, а после этого на объект выдается разрешение на выбросы.
Для объектов II категории ПДВ разрабатываются для всех ЗВ независимо от их класса, включенных в Распоряжение Правительства № 1316-р. Нормативы допустимых выбросов утверждаются только руководителем предприятия. Но экспертиза в Роспотребнадзоре все равно необходима, чтобы санитарно-эпидемиологическим заключением подтвердить их соответствие санитарному законодательству. Разрешение на выбросы не выдается.
Для объектов III категории НДВ устанавливаются только для веществ 1 и 2 класса опасности. Расчет утверждается руководителем и получает санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре после экспертизы. Разрешение на выбросы не нужно.
Если объект относится к I или II категории и находится на стадии проектирования, то расчет ПДВ идет в составе проектной документации на строительство.
Для действующих объектов ПДВ разрабатываются на основе данных инвентаризации выбросов.
Закажите проект ПДВ и получите согласование в срок. Бесплатная консультация доступна по телефону — +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте!