Законодательное основание и нормативная база ПНООЛР
ПНООЛР (НООЛР) – это проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, согласно статье 11 которого юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны разрабатывать НООЛР в целях уменьшения количества образования отходов при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов.Проект разрабатывается по методике, утвержденной Приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». С 1 января 2021 года действует Приказ Минприроды от 08.12.2020 № 1029, в котором содержится порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Что дает разработка:
- Стабильную работу предприятия без остановок производства и серьезных штрафных санкций;
- Получение лимитов на размещение отходов, утвержденных Росприроднадзором согласно требованиям ФЗ № 89. Вы точно знаете, сколько отходов Вы можете иметь;
- Разрешение на размещение отходов на бытовых полигонах.
Заказать ПНООЛР
Нужен ли ПНООЛР вашему объекту и кто должен разработать ПНООЛР? Рассмотрим в этом материале.
Основания для разработки ПНООЛР
Будь то бумага в урне офисного помещения или свалка химических реактивов за углом завода, закон в 99% случаев классифицирует их как отходы. Любому предприятию необходим проект нормативов образования и лимитов на их размещение, если в его ведении находится деятельность по обращению с отходами.При разработке определяются нормативы образования отходов. Что такое норматив образования отходов? Это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Иначе, для предприятия создаются плановые показатели.
ПНООЛР согласовывается в территориальном отделении Росприроднадзора либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утвержден собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта.
На основании согласованного проекта предприятию выдается документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В нем содержится список отходов, образующихся в результате деятельности предприятия (или его филиала), предлагаемые годовые нормативы образования отходов и лимиты на размещение для тех отходов, которые планируется передавать на объекты размещения отходов.
В органе, который согласует проект, утверждаются лимиты на размещение, т.е. предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Нормативные документы (ФЗ, приказы, методики)
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления»;
- Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
- Приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Категории объектов, для которых нужен ПНООЛР (I–IV)
На сегодняшний день НООЛР требуется объектам I и II категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Подробнее об условиях разработки проекта для этих объектов мы расскажем далее.Кому необходим проект ПНООЛР
Кому надо разрабатывать ПНООЛР? Проект обязаны разрабатывать объекты I категории НВОС в составе комплексного экологического разрешения (КЭР) и II категории НВОС в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС), согласно статье 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89. Для остальных объектов проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не требуется.Важно! Объекты II категории могут получить КЭР, если укажут, что информационным справочником предусмотрено применение наилучших доступных технологий в сфере их деятельности, и они собираются их внедрять.
Вопрос-ответ ПНООЛР
Юридические лица и ИП
Проект разрабатывается для юрлица или ИП в целом, либо отдельно для каждого его филиала при условии, что все филиалы находятся в пределах одного субъекта РФ. Если филиалы находятся в разных субъектах, необходимо разрабатывать разные НООЛР для каждого филиала и подавать для утверждения в территориальные отделения Росприроднадзора или уполномоченные органы исполнительной власти субъекта.Малый и средний бизнес
Критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к малому и среднему предпринимательству указаны в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Критерии основаны на долевом участии в уставном капитале предприятия государственного капитала, негосударственных фондов, иностранного капитала, на среднесписочной численности работников, доходности предприятия и пр. Чаще всего проект НООЛР разрабатывают филиалы предприятий крупного бизнеса, а также государственные и муниципальные организации. Проект разрабатывается предприятиями крупного бизнеса (штат от 250 сотрудников, либо выручка/стоимость активов от 1000 млн. рублей в год), муниципальными и бюджетными учреждениями, компаниями с иностранным капиталом (доля иностранного капитала в УК которых более 25%), которые взаимодействуют с опасными отходами или оказывают негативное воздействие на природные ресурсы.В каких случаях ПНООЛР не требуется
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не требуется объектам III и IV категории НВОС. Важно отметить, что объектам третьей категории НВОС в части нормирования в области обращения с отходами необходимо представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК). Четвертой категории вовсе не нужно разрабатывать НООЛР и представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.Чтобы понять, нужна та или иная проектная документация и отчетность вашей организации, достаточно (и обязательно) встать на государственный учет НВОС и получить категорию объекта.
Если вам требуется актуализировать уже имеющиеся документы – обратитесь к сотрудникам ЭкоПромЦентра за консультацией. Мы поможем привести деятельность вашей компании в соответствие актуальному законодательству и тем самым защитить себя от штрафов и проверок, сэкономив самые ценные ресурсы – время и финансы.
Зачем разрабатывать ПНООЛР и чем грозит его отсутствие
Проект НООЛР необходимо разрабатывать для соблюдения законодательства, определения нормативов и лимитов образования отходов, получения разрешительной документации, такой как КЭР.
Административная ответственность
За превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребление, и за нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» грозит административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, наложение штрафов до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При повторных нарушениях и действиях, повлекших причинение вреда здоровью людей или окружающей среде и т.д. суммы штрафов увеличиваются. Все они подробно изложены в статье, указанной выше.
Не игнорируйте требования природоохранного законодательства – обеспечьте своему предприятию эффективную деятельность без приостановок, финансовых и репутационных потерь. Сотрудники отдела проектирования ЭкоПромЦентра проведут аудит имеющейся документации, разработают проект НООЛР по актуальной методике и согласуют его в надзорных органах.
Частые ошибки и причины возврата ПНООЛР
К наиболее распространенным ошибкам при разработке проекта относят:
- неверное/неполное предоставление информации, ее отсутствие;
- расхождение информации по обращению с отходами в разделах;
- плохо читаемые материалы: мелкий шрифт, изображения низкого качества;
- отсутствие документа, подтверждающего право подписи от имени юридического лица;
- незаверенные копии документов (нарушение п.26 методических указаний);
- отсутствие источника информации;
- неверное использование формулы, арифметические ошибки;
- несоответствие вида деятельности, указанного в лицензии субъекта, которому передаются отходы.
После устранения замечаний необходима верификация информации. Будьте особенно внимательны при переносе необходимых данных из ПНООЛР в заявку на получение КЭР.
Этапы разработки проекта ПНООЛР
Проект НООЛР стоит начать разрабатывать за 6-8 месяцев до визита проверяющих органов. Но если штрафа не избежать, есть способы минимизировать сумму.- Инвентаризация источников образования отходов. Услуга включает выезд эколога, разработку предложения. В ЭкоПромЦентре – бесплатно! (Экономия до 20 000 рублей);
- Расчет количества и классов отходов, отражаемых в лимитах на размещение. Параллельно оформляются паспорта отходов;
- Разработка проектной документации ПНООЛР. В ЭкоПромЦентре – от 7-10 дней. От качества написания и подбора документов зависит, будет ли ваш проект согласован или нет;
- Согласование проекта НООЛР в Росприроднадзоре в течение 30 рабочих дней (по регламенту);
- Выдача готовых лимитов на 5 лет.
Инвентаризация источников отходов
Для разработки проекта проводится инвентаризация источников образования отходов. Этот процесс включает проверку соответствия учетных данных реальному положению дел на производстве. Первичный учет отходов показывает текущее положение по их образованию (место образования на производстве), по приему отходов от сторонних лиц, по передаче на обезвреживание, утилизацию, размещение, по размещению на собственных объектах.Данные учета, а также данные статистической отчетности (2-ТП отходы) используются при инвентаризации отходов. При этом они идентифицируются, составляется их перечень, идентифицируются источники их образования, места, где производится их сбор и накопление (сроком до 11 месяцев), каким образом производится транспортирование (например, между структурными подразделениями предприятия) обработка, утилизация, обезвреживание или размещение отходов.
Результаты инвентаризации отходов
По результатам инвентаризации рассчитывается годовой норматив образования (предлагаемый норматив) для каждого отхода I-V классов опасности. Для отходов, которые предполагается передавать на размещение (хранение, захоронение) на объекты размещения отходов (принадлежащие предприятию или иным лицам) в проекте устанавливаются лимиты на размещение.Кроме этого, в ПНООЛР указываются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также реквизиты текущих договоров с ними на передачу отходов для дальнейшего обращения (обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения). Деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности, кроме накопления, в обязательном порядке лицензируется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Расчет нормативов образования отходов
Формулы расчета нормативов образования отходов производства содержатся в методических рекомендациях НООЛР (II раздел Приказа Минприроды № 1021). За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:- единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;
- единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;
- человек - для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
- единица площади - для отходов при уборке территории;
- единица места - для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.
Материально-сырьевой
Метод расчета по материально-сырьевому балансу с использованием сведений о количестве сырья и материалов, нормах убыли и количестве продукции.Удельно-отраслевой
При использовании метода расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов используются отраслевые справочники и сборники показателей.Расчетно-аналитический
Выбирается при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов, рабочих чертежей).Экспериментальный
Расчет нормативов проводится на основе опытных измерений в производственных условиях, применяется для технологических процессов, допускающих определенный диапазон изменений составных элементов сырья. Метод используется довольно редко, в основном на объектах, использующих новые технологии, не имеющие аналогов.Статистический
Метод расчета по фактическим объемам образования отходов используется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый (не менее 3-х лет) период. Удобен для расчета таких отходов, как макулатура, отходы упаковки от сырья и прочие. Для них затруднительно произвести расчет по другим методам. Минус в том, что на новых предприятиях этот метод неприменим. Часто фактическое образование отходов зависит от множества причин, и выборка за несколько лет может не достоверно отражать тенденцию образования отхода.Ход мысли разработчика проекта отходов будет примерно следующим: Предприятию нужно Х тонн сырья/материалов в единицу времени. Из Х тонн сырья/материалов У тонн перешло в готовое изделие (товар или услугу). N изделий получено. Z коэффициент естественной убыли. V тонн/литров выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферу и водные источники, соответственно. На основе этих исходных данных делается расчет предполагаемых объемов образования отходов каждого вида в тоннах в год. При этом учитываются общепринятые нормативы образования отходов используемые в отрасли. Если в процессе задействованы разные виды сырья, то расчет ведется по материально-сырьевому балансу производства.
Определение лимитов на размещение отходов
В результате согласования проекта отходов в Росприроднадзоре, либо выносятся замечания, которые нужно устранить и подать проект на повторное согласование, либо утверждаются разработанные экологами или проектной организацией нормативы образования отходов, а также выдаются лимиты на размещение отходов. Предприятие получает документальное подтверждение согласия государства на указанные объемы образования отходов производством за год. В выдаваемые лимиты не включаются всевозможные горные породы и полезные ископаемые, извлекаемые при разработке месторождений, рекультивации земель и пр.Дата утверждения нормативов и лимитов – это официальная дата принятия решения органом Росприроднадзора об утверждении НООЛР. Данная информация выкладывается на официальном сайте Росприроднадзора.
Стоимость проекта ПНООЛР
Подготовка технического отчета
Проект ни в коем случае не должен быть отпиской. Иначе придется об этом пожалеть уже через год на этапе подачи технического отчета по обращению с отходами в Росприроднадзор. Хозяйствующий субъект обязан ежегодно в уведомительном порядке предоставлять информацию о фактических объемах отходов за год. Сведения техотчета должны отражать количественные и качественные данные по видам, классам и объемам отходов производства за год на конкретном объекте.Также в отчет включаются справки, накладные и прочие документы, свидетельствующие о произведенном вывозе отходов на площадку. В проекте указываются места накопления отходов на предприятии, их местонахождение, вместимость и оборудование. Места накопления отходов должны соответствовать санитарным и экологическим нормам. Санитарные нормы прописаны в СанПиН 2.1.3684-21. Документ включает к обращению с отходами.
Работа с объектами размещения отходов (ОРО)
Объекты размещения отходов (ОРО), на которые согласно НООЛР планируется передавать отходы, должны иметь лицензию на размещение и быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов. Это требование Приказа Минприроды РФ от 02.04.2025 № 167 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». ОРО вносится в ГРОРО на основании заявления и сведений, полученных в ходе инвентаризации ОРО, которая проводится в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 31.03.2025 № 157 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».Структура и содержание проекта ПНООЛР
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение содержатся в Приказе Минприроды России от 07.12.2020 № 1021. Они подробно описывают как составлять проект по отходам.Содержание ПНООЛР отличается в зависимости от категории объекта, для которого разрабатывается проект.
Обязательные разделы проекта
НООЛР для I категории НВОС:- титульный лист;
- содержание НООЛР;
- общие сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе;
- сведения о хозяйственной и иной деятельности;
- сведения об образуемых отходах;
- обоснование нормативов образования отходов;
- расчет максимального образования отходов за год;
- обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов, включающее:
- сведения о местах (площадках) накопления отходов;
- сведения о планируемой ежегодной обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживании отходов;
- сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;
- сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;
- сведения о планируемом ежегодном размещении отходов, принятых от других хозяйствующих субъектов, на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;
- сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего размещения;
- сводные данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение;
- список использованных источников;
- приложения.
- титульный лист;
- содержание НООЛР;
- общие сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе;
- сведения о хозяйственной и иной деятельности;
- сведения об образуемых отходах;
- обоснование нормативов образования отходов;
- расчет максимального образования отходов за год;
- обоснование массы или объема планируемых на размещение отходов, включающее:
- сведения о местах (площадках) накопления отходов;
- сведения о планируемой ежегодной обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживании отходов;
- сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;
- сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;
- обоснование массы или объема планируемых к размещению отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;
- обоснование массы или объема планируемых к ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего размещения;
- сводные данные по образованию отходов;
- список использованных источников;
- приложения.
Подробный перечень того, что должен содержать проект НООЛР указан в разделе III Приказа Минприроды № 1021.
Приложения
В приложения к ПНООЛР включаются:- заверенные хозяйствующим субъектом копии документов, подтверждающих данные материально-сырьевого баланса по основному производству;
- заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности;
- карта-схема расположения самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов;
- карта-схема расположения мест накопления отходов;
- иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.
Требования к оформлению
Требования к ПНООЛР также содержатся в методических указаниях.Где брать исходные данные
В разработке прибегают к информации, содержащейся в технологических картах, регламентах использования сырья и пр. Берутся прошлогодние замеры по выбросам и сбросам. Все эти сведения объединяются в таблицу и прилагаются к проекту ПНООЛР.Важные моменты при составлении
Поскольку цель организации – получить на руки согласованные нормативы и лимиты, в проекте отходов должны быть наглядно отражены важные для инспектирующих органов Росприроднадзора моменты:- Наличие площадок под отходы. Есть ли они на территории объекта? являются ли обустроенными/пригодными для формирования партий отходов? Нужно подробно описать, как и куда, для каких целей (видов обращения) будут отправляться отходы с предприятия.
- Техническая оснащенность. Способно ли предприятие само или посредством третьего лица заниматься деятельностью с отходами?
- Отходы. Сколько будет видов отходов размещено на площадке? Какое количество каждого вида? Какие классы опасности?
- Вместимость площадок. Указать, достаточного ли они размера и соответствуют ли технические параметры планируемой деятельности с отходами?
- Внесение в госреестр объектов содержания отходов. Нельзя просто указать место на территории объекта. Нужно предварительно зарегистрировать его как площадку для размещения отходов (см. Порядок ведения госкадастра отходов, закон № 792 от 30.09.2011).
Согласование проекта ПНООЛР
Для подачи ПНООЛР на утверждение необходимо предоставить заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установленного образца и проект. Выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является платной государственной услугой. Поэтому необходимо оплатить государственную пошлину за ее оказание.Территориальные органы Росприроднадзора в течение 30 рабочих дней с даты приема заявления и проекта принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении. Проект отходов распечатывают в 2-х экземплярах. Один хранится на предприятии. Второй отправляется в местный орган Росприроднадзора. Обязательно нужно приложить диск с электронной копией проекта. Законом предусмотрен вариант подачи проекта ПНООЛР в электронном виде с применением электронной подписи юрлица.
Как проходит согласование
Сразу несколько контролирующих органов осуществляют надзор за отходами предприятий: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, природоохранная прокуратура и некоторые другие. По закону проект ПНООЛР проходит согласование в Росприроднадзоре от 30 рабочих дней (т.е. 1,5 месяца). По факту согласование в Санкт-Петербурге занимает от 2 месяцев до полугода. Ускорение согласования достигается, в том числе, благодаря корректному составлению документации на этапе подачи.Согласование для филиалов
Если предприятие имеет филиалы или подразделения внутри одного субъекта РФ, то данное юрлицо вправе самостоятельно решить, будет ли разрабатываться один или несколько проектов ПНООЛР. Если же филиалы предприятия принадлежат к разным субъектам РФ, то для каждого субъекта должен быть свой вариант проекта отходов.Нужно ли переоформлять проект при изменениях
Проект ПНООЛР переоформлению не подлежит. Но можно переоформить Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Переоформление производится только если изменились реквизиты заявителя и изменился ОРО, указанный в ПНООЛР, либо его реквизиты.Для переоформления нужно представить заявление о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин) и оригинал выданного ранее Документа. Рассмотрение заявления производится в течение 10 рабочих дней. Если у хозяйствующего субъекта изменились непосредственно производственный процесс, структура предприятия, способы обращения с отходами – необходимо разработать новый проект ПНООЛР.
Как продлить лимиты
Действуют лимиты 5 лет, после чего их требуется продлевать. Ежегодно лимиты требуется продлевать (делается отчет о неизменности производственного процесса). Для крупных организаций и промышленных заводов срок разработки и согласования лимитов по отходам может достигать года, а в некоторых случаях полтора. Оставшиеся 3,5 года пролетают довольно быстро, и снова требуется делать продление лимита по экологии.Штрафы за отсутствие действующих лимитов по экологии (по отходам, выбросам, сбросам) достигают 250 000 рублей и приостановки деятельности на 90 дней. Чтобы этого избежать, обращайте внимание на документы по экологии в своей организации. Если срок их действия подходит к концу, обращайтесь к разработчикам!
Срок действия проекта ПНООЛР
Сколько действует ПНООЛР? Так как для I категории проект разрабатывается для получения комплексного экологического разрешения (КЭР), которое действует 7 лет, то срок действия ПНООЛР может быть определен в 7 лет.Проект ПНООЛР для 2 категории объекта НВОС разрабатывается в рамках составления и подачи декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС), которая представляется раз в 7 лет, но при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Следовательно срок действия документа для таких объектов может составлять не более 7 лет.
Когда нужно разрабатывать заново
Проект придется корректировать, если на объекте произошли изменения технологических процессов и оборудования, появились новые видов отходов, были выявлены превышения нормативов.Подтверждение неизменности отходообразующих процессов
Собрать актуальную информацию об образующихся отходах в процессе производственной деятельности, использования сырья и материалов, обслуживании оборудования и т.д. позволяет проведение инвентаризации отходов. В ходе инвентаризации учитываются технологические процессы предприятия, используемое оборудование и информация о его обслуживании, используемое сырье и материалы. Все это помогает подтвердить, что процесс образования отходов остается неизменным. В обратном случае потребуется актуализировать НООЛР и другую документацию, такую как, например, комплексное экологическое разрешение.Стоимость и сроки разработки ПНООЛР
Стоимость проекта на 1-10 источников отходов составит от 100 000 рублей. В цену входит разработка, оплата всех госпошлин и согласование в Росприроднадзоре со 100% гарантией. Узнайте итоговую стоимость у специалистов ЭкоПромЦентра по телефону: +7 (812) 425-61-45.Что влияет на цену
На стоимость влияет:- наличие паспортов отходов,
- наличие лабораторных исследований,
- срочность оказания услуги.
Расчет стоимости ПНООЛР
Сколько длится разработка
Разработка НООЛР в ЭкоПромЦентре – от 25 дней. Получите консультацию наших специалистов!Пример проекта ПНООЛР
Предлагаем ознакомиться с тем, как выглядит проект НООЛР в 2025 году, разработанный согласно всем актуальным требованиям законодательства в области обращения с отходами.Как может выглядеть готовый проект
Практические советы по разработке ПНООЛР
Часто забываемые нюансы
Рекомендуем заранее позаботиться о сроках. Для этого еще до начала разработки проекта советуем составить паспорта на все виды отходов, имеющиеся у объекта. Процесс разработки паспортов отходов небыстрый, хоть его алгоритм привычен инженерам-экологам. Сотрудники ЭкоПромЦентра проведут инвентаризацию отходов на вашем предприятии и оформят всю необходимую документацию.Изменения в технологии
В первую очередь, перед тем как начинать разработку, необходимо проанализировать деятельность хозяйствующего субъекта. Планируются ли изменения в технологии производства, реструктуризация предприятия, закупка дополнительного оборудования? Если да, необходимо учесть все изменения на перспективу в проект ПНООЛР. Оборудованы ли места накопления отходов согласно санитарным и экологическим нормам? Если нет, нужно провести необходимые работы.Лицензируемые виды обращения с отходами
Помимо этого четко определитесь со способами обращения с отходами на предприятии. Раньше лицензированию подлежали только обезвреживание и размещение отходов. Сейчас же к лицензируемым видам деятельности относятся и сбор, и транспортирование, и обработка, и даже утилизация собственных отходов в своем производстве. Банальное обезвреживание аккумуляторной кислоты в транспортном цехе теперь нуждается в лицензии.Получение такой лицензии – обычно долгий и дорогостоящий процесс. Поэтому гораздо рациональнее передавать отходы организациям, уже имеющим лицензию на прием таких отходов. В целом, нужно взвесить все факторы и рассчитать, что выгоднее и безопаснее – утилизировать или размещать отходы на своем предприятии либо передавать сторонним лицам. Перед разработкой убедитесь, что у предприятия заключены необходимые договоры на передачу отходов для утилизации или обезвреживания лицензированным предприятиям. А твердые коммунальные отходы транспортируются лицензированными перевозчиками на лицензированный полигон, внесенных в ГРОРО.
Договоры, срок действия которых истек, необходимо продлить. Передачу отходов по цепочке контрагентов более, чем из двух лиц – оформить документально и получить копии всех договоров и лицензий в цепочке. По этой причине начинать разработку ПНООЛР близко к концу года нецелесообразно. По ходу разработки и согласования проекта срок действия договоров закончится.
Подтверждение класса опасности
Формально для того, чтобы проект был разработан и утвержден, паспорта отходов не требуются. Но подтверждение класса опасности отходов и разработка паспортов – обязанность хозяйствующих субъектов, закрепленная в Федеральном законе № 89-ФЗ. В проекте необходимо указывать номера заявлений об отправке разработанных паспортов в Росприроднадзор. Из-за отсутствия данной информации в утверждении ПНООЛР вполне может не отказано.Учет отходов от транспорта
Выбор способа обращения с отходами, образующимися от автотранспорта может вызвать затруднения при разработке ПНООЛР. Согласно ФККО в перечень отходов от технического обслуживания и ремонта автотранспорта образуется порядка 15 наименований отходов. Часто автопарк находится у предприятия в собственности. Однако сам ремонт силами предприятия не выполняется. Для этого заключают договоры со сторонними организациями (станциями технического обслуживания). Либо осуществляют ремонт по гарантийному обслуживанию фирмой-производителем автомобилей.На практике после ремонта автомобиля отработанные детали, тормозные колодки, фильтры практически никогда не попадают обратно на предприятие-собственник автомобиля. Отходы остаются у СТО, которая, должна их либо утилизировать или обезвредить (при наличии лицензии), либо передать другой организации, у которой есть на это лицензия и производственные мощности. В данном случае при разработке проекта необходимо показать всю цепочку указания услуг «Собственник автомобилей – СТО – организация-приемщик отходов, осуществляющая финальный этап обращения с отходами».
Информация, которую необходимо четко прописывать в договорах:
- наименование;
- код и класс опасности отходов, получаемых от конкретного предприятия;
- вопрос отчуждения права собственности на отходы при их передаче;
- вид дальнейшего обращения с отходом.
Ответ РПН по сточным водам
Являются ли сточные воды отходами, если они откачиваются из выгребных ям, а не уходят в общегородскую канализацию? На этот вопрос есть пояснение от Росприроднадзора:...В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. Если же такие они удаляются иным способом без сброса в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми идет в соответствии с законодательством об отходах.
Переработка и утилизация отходов
В ходе идентификации отходов на предприятии стоит учесть несколько факторов. Остро стоит в последнее время вопрос о том, что считать отходом, а что – сырьем. Часто технологический процесс предусматривает образование отходов, которые прямо на производстве собираются, накапливаются и идут на вторичное использование, либо реализуются сторонним предприятиям.Если вы используете свой отход повторно – это может быть расценено как утилизация отхода и подпадает под лицензирование. Однако можно так составить технологический регламент и организовать процесс, что отход как таковой не образуется. Возможен перевод из отходов в сырье - т.н. рециклинг отходов.
Если вещества были удалены из технологического процесса, то они являются отходом. Однако если данный отход можно продать заинтересованным лицам, то на отход нужно разработать технические условия. Определить его как товар согласно ОКПД 2 и реализовать по договору купли-продажи. В данном случае лицензия не нужна, и включения отхода в ПНООЛР тоже возможно избежать.
Особенно это актуально сейчас для фермерских хозяйств, занимающихся животноводством и птицеводством. Известно, в каких количествах они образуют отходы навоза и помета. Чтобы продать навоз или помет в качестве удобрения, нужно провести сертификацию его как товара по ГОСТам и с учетом технических требований стандартов и технических условий. В сертификате соответствия в разделе «продукция» нужно указать технические условия или описание товара.
Однако затруднение может вызвать тот факт, что перед продажей навоз или помет необходимо выдержать в хранилище в течение длительного срока – от 10 месяцев и выше, в результате чего отход высушивается и приобретает свойства удобрения, а его класс опасности снижается.
Помните, что накопление отхода свыше 11 месяцев – это уже хранение отхода, которое подлежит лицензированию, а объект такого хранения – внесению в ГРОРО. Все это необходимо учитывать при выборе стратегии перевода отхода в товар.
Схожая ситуация с другими отходами, которые образуются непосредственно в ходе производства. Например, опилки на столярном производстве, или бой кирпича при разборке зданий.
Остались вопросы? Задайте их нашим специалистам прямо сейчас!
Получите консультацию по телефону: +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте. Мы подберем лучшее решение для Вас.
Оставить заявку