- Что такое паспорт на опасные отходы, сколько он действует
- Кто должен оформлять паспорт отходов
- Что такое ФККО
- Как составить паспорт отходов и согласовать его с Росприроднадзором
- Образец паспорта отходов
- Административная ответственность
- Почему стоит доверить оформление паспортов опасных отходов экологическим компаниям
Паспорт отходов (также ПО) — документ, который составляют участники хозяйственной деятельности в России. В нем содержится информация о свойствах, происхождении и классификации отходов, возникающих на территории предприятия в результате его деятельности. Он согласовывается с Росприроднадзором. Мы занимаемся разработкой паспортов опасных отходов I-IV классов опасности в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и по всей России.
Разрабатываем паспорта отходов 1-4 класса опасности от 2000 рублей при заказе от 50 шт. Собственная лаборатория, проводим все виды лабораторных исследований отходов.
Скидка 10% при заказе через сайт
Что такое паспорт на опасные отходы, сколько он действует
Форма этого документа регламентирована законодательством России. С 1 января 2021 года вступил в силу Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности». Новый Приказ действует до 1 января 2027 года. Ранее действовавшее Постановление N 712 утратило силу.
Порядок паспортизации отходов 1 - 4 классов опасности, утвержденный Приказом N 1026, не распространяется на радиоактивные, биологические, медицинские отходы, вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
Паспорт отхода составляется строго на один вид отходов. Чаще всего в результате хозяйственной деятельности предприятия возникает несколько видов отходов. В этом случае паспорт отходов нужно сделать на каждый из них. Готовые паспорта отходов действуют бессрочно!
Кто должен оформлять паспорт отходов
Составляют паспорта отходов все хозяйствующие субъекты, независимо от формы организации и собственности, в которых:
- Образуются отходы, которые относятся к 1-4 классам опасности, в ходе производственной деятельности. Включая сельскохозяйственные предприятия и строительство;
- Осуществляется офисная деятельность. Отходами, характерными для этого направления, являются бытовой мусор, канцелярские отходы, вышедшая из строя офисная техника, отработанные картриджи;
- Возникают товары, утратившие свое назначение или первоначальные свойства и подлежащие списанию. Многие из них включены в классификатор и имеют 1-4 класс опасности для окружающей среды. Например, в нем числятся товары, имеющие ограниченный срок годности;
- Накапливается упаковка от проданных товаров. В некоторых предприятиях торговли скапливается, например, полиэтилен и картон с органическими или неорганическими загрязнениями, относящийся к 4 классу опасности по ФККО.
Непосредственная ответственность за наличие и составление паспорта накладывается на руководителя. Именно его подпись, подтвержденная печатью организации, стоит на грифе документа.
После отправки копии в Росприроднадзор, где ПО присвоят входящий номер, свидетельствующий о регистрации и согласовании, он хранится на предприятии. Его нужно предъявлять при проверках.
Если в организации нет опасных отходов 1-4 классов опасности, этот факт нужно доказать. Для этого материалы 5 класса опасности отправляются в аккредитованные лаборатории. Там они проходят биотестирование. Специалисты проверяют, что отход не наносит вреда живым организмам и растениям и не содержит скрытых внутри токсинов, выделяющихся при хранении в природе. Только после получения заключения такой лаборатории предприятие может не составлять паспорт. Оно также хранится в организации. Его нужно будет предъявлять при проверке. Помимо этого, нужно заключить договор на утилизацию, его тоже предъявляют проверяющему.
Получить бесплатную консультацию
Что такое ФККО
Единый классификатор в который включены опасные отходы, доступен на сайте Росприроднадзора. Пополняется ФККО государственной службой. Обычно частота утверждения обновлений — раз в полгода, иногда реже.
Если предпринимателям или юридическим лицам нужно оформить паспорта на отходы, для которых нет позиции в ФККО, класс устанавливает аккредитованная лаборатория. Только при наличии ее заключения ПО можно корректно заполнить. Но до присвоения кода федерального классификационного каталога отходов указывается код группы, к которой принадлежит вид отходов.
Когда типичных обращений по установлению класса накапливается много, ведомство может принять решение о внесении изменений в классификатор новой позиции. Когда код позиции в ФККО будет присвоен, нужно согласовать новый паспорт отходов и указать его, хотя класс опасности и состав не изменились.
Разберем, что означают цифры в коде ФККО, на примере отработанных ртутных ламп. Они образуются как отход во многих крупных торговых центрах и офисах и хранятся длительное время до утилизации.
- Последняя цифра означает класс опасности. Чем она больше, тем менее опасен материал для окружающей среды. Цифра 5 означает, что данный отход практически не опасен для окружающей среды. Цифра 1 - напротив, сообщает что отход крайне опасен. Например, в случае ламп, содержащих ртуть, класс 1 – самый опасный.
- Первая цифра – раздел ФККО. В нашем случае 4 – отходы потребления.
- Блок из 7 цифр это код происхождения отхода.
- Предпоследние 2 цифры означают состояние вещества. В данном случае – 52, материал со сложным составом.
Как составить паспорт отходов и согласовать его с Росприроднадзором
Законодательство не содержит требований к специальности и профессиональным экологическим знаниям сотрудника, составившего ПО на предприятии. По сути, это декларация того, что в организации возникает какой-то отход. Процедура заметно упрощается, если его можно точно отнести к позиции, указанной в ФККО. Это может сделать предприятие, образующее отходы, самостоятельно, не пользуясь услугами экологов. Но на практике при самостоятельном составлении паспортов, предприятия допускают следующие ошибки:
- Забывают указать какой-то вид отходов, который может быть выявлен позднее при проверке и повлечь административную ответственность, штраф. А также стать поводом к более строгой и скрупулезной проверке;
- Неверно указывают код ФККО. Например, картон, если он не содержит загрязнений, относится к 5 классу, и не требует составления паспорта. Но если он возник от упаковки молочных продуктов, то уже опасен для природы. Ему нужно присвоить 4 класс, и выбрать другой код;
- Не могут верно составить паспорт на отходы, не включенные в ФККО. У предприятия, как правило, нет собственной аккредитованной лаборатории, способной сделать протокол исследований;
- При подаче документов на согласование в Росприроднадзор предприятием подается неполный комплект. В результате будет получен отказ в рассмотрении.
Соблюдение формы составления документа редко вызывает затруднения. Скачать паспорт отходов образца 2020 можно бесплатно. Останется только внести данные и подписать документ перед отправкой.
Как оформить паспорт отходов со 100% гарантией результата
Специалисты ЭкоПромЦентра помогут оформить документ правильно и гарантируют быстрые сроки получения согласования за счет логичной организации процедуры:
- Проводится инвентаризация отходов. Процедура занимает до 2 дней и бесплатна для клиента. Изучая документацию и учитывая особенности производственных процессов на предприятии, специалист выявит все отходы, требующие паспортизации;
- На отходы, отнесенные при инвентаризации к 1-4 классам опасности, выполняется разработка паспортов. Процедура занимает не более 7 дней. Проводятся исследования образцов в аккредитованной лаборатории для получения протокола, комплексный химический анализ. Наши специалисты подберут необходимые процедуры, исходя из типа отходов;
- Для материалов, которые нельзя соотнести с конкретной позицией ФККО также заказывается исследование, устанавливающее его опасность для природы.
В цену разработки паспорта отходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области включены курьерские услуги, другие затраты, возникающие в работе.
Административная ответственность
Составление паспорта отходов — установленная законом обязанность хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что этот документ носит декларативный характер, его предъявление при проверке обязательно.
Ответственность за отсутствие паспорта отходов на предприятии и сумма штрафа устанавливаются в момент обнаружения нарушения при плановых и внеплановых проверках. Оно трактуется как сокрытие или искажение экологической информации. Поэтому попадает под действие Административного кодекса, Статья 8.2. Кроме того, без наличия ПО невозможно заключить договор с компанией, имеющей лицензию на транспортировку и утилизацию. А значит, организация нарушит правила обращения отходами.
Суммы штрафов:
- Для должностных лиц – 20-40 тысяч рублей;
- Юридические лица могут заплатить от 200 до 350 тысяч;
- Физические – 40-60 тысяч.
Эти суммы пугают, особенно в сравнении со стоимостью оформления паспорта опасных отходов в Санкт-Петербурге и Ленобласти, которая не превышает 4-5 тысяч рублей.
Почему стоит доверить оформление паспортов опасных отходов экологическим компаниям
Экологическое законодательство становится заметно строже не только в России, это общемировая практика. Нормы, принятые в отношении обращения с опасными для природы материалами, в Европе еще строже. Второе соображение — организации, которые ответственно относятся к экологической безопасности своего производства, имеют преимущество перед конкурентами. Их товары и услуги чаще выбирают покупатели, на работу охотнее идут ценные специалисты.
Если предприятие хочет повысить свой экологический имидж и снизить риск штрафов за нарушения в сфере экологии, у него есть две возможности:
- Расширить собственный штат экологов. Однако найти специалиста с профильным образованием и опытом работы сложно;
- Воспользоваться предложением аутсорсинга. Такая практика применяется во многих странах мира.
Плюс заказа услуги экологического сопровождения состоит в том, что вести документацию будут опытные экологи. Они могут заметить ошибки раньше, чем это сделают проверяющие. Это позволит предотвратить потери: денежные, в виде штрафов, и имиджевые. Последние особенно опасны, если информация попадет в средства массовой информации.
При заключении договора с ЭкоПромЦентром предприятия могут доверить всю экологическую работу сотрудникам компании или какую-то ее часть. В некоторых случаях это позволяет отказаться от найма эколога. Предприятие освобождается от затрат на заработную плату, отчисления. Нет проблем с поиском сотрудника на замену на время отпуска эколога, больничного или декрета.
Чтобы убедиться, что экологическая работа на предприятии поставлена в соответствии с законом, руководитель может заказать экологический аудит. Мы изучим имеющуюся документацию, дадим рекомендации по устранению недочетов. Наши специалисты следят за изменением законодательства и появлением новых технологий в сфере безопасного обращения с вредными отходами. Часто при таком аудите удается реализовать рекомендации по совершенствованию экологической работы на предприятии, найти возможности снижения затрат.
Для кого
Для всех ЮЛ, производящих отходы 1-4 класса опасности в любых объемах. Паспорта нужны для заключения договоров с мусоровывозящей компанией.
- Выдаются на конкретное юридическое лицо и конкретный адрес;
- Внимание! Паспорта отходов, выданные до 1 августа 2014 больше не действительны!
С гарантией
>Уже через 2 дня мы бесплатно проведем инвентаризацию отходов. Разработка паспортов отходов нашими экологами займет от 7 дней.- Берем на себя все затраты по проекту (в т.ч. курьерские);
- Паспорта действуют бессрочно;
- 100% гарантия результата (согласования и качества сервиса).
Стоимость
Стоимость одного паспорта отходов составит от 4 900 рублей, при заказе 50 паспортов отходов — от 2000 рублей. На цену влияет:
- Наличие старых паспортов отходов;
- Наличие лабораторных исследований;
- Срочность оказания услуги;
- Сколько требуется паспортов отходов.