Что такое ОВОС
Понятие ОВОС имеет расшифровку — это оценка воздействия на окружающую среду. ОВОС представляет собой процесс, в результате которого принимается экологически ориентированное управленческое решение о реализации намечаемой хозяйственной или иной деятельности.Материалы по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду можно по праву назвать одним из самых непростых документов для экологов.
Порядок проведения ОВОС:
- Оценка существующего состояния компонентов окружающей среды в районе реализации намечаемой деятельности;
- Анализ, оценки и учета проектных решений для выявления возможных неблагоприятных воздействий на природную среду и здоровье населения;
- Разработка мероприятий по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия объекта реализации на окружающую среду.
- Материалов по выбору площадки (трассы);
- Технико-экономического обоснования инвестиций;
- Проектов строительства объектов и комплексов.
Субъектами ОВОС считаются участники процесса оценки воздействия на окружающую среду: заказчик (ЮЛ/ИП), разработчик материалов ОВОС (исполнитель, чаще всего это проектная аккредитованная организация), надзорные органы, общественность, органы государственной экологической экспертизы, независимые эксперты и научные учреждения (не обязательные участники, но приглашенные в зависимости от ситуации).
В материале перед вами разберем подробно что такое оценка воздействия на окружающую среду, разделы и этапы ОВОС, прохождение экспертиз.
Цель проведения ОВОС
Цель проведения оценки воздействия на окружающую среду заключается в предотвращении деградации окружающей среды, восстановлении нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем, обеспечении сбалансированности намечаемой хозяйственной деятельности, создании благоприятных условий для жизни людей, выработке мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности, а также служит основой для принятия решений об осуществлении того или иного проекта.Когда разрабатывается ОВОС?
В результате разработки проектной документации определяется степень экологического риска планируемой хозяйственной деятельности. Установление уровня экологического риска основано на выявлении устойчивости природы к воздействиям (по отдельным компонентам и экосистеме в целом) в периоды нормального режима эксплуатации объекта реализации и аварийных ситуаций.Задачи ОВОС
- Сбор и анализ исходных данных: сбор актуальной информации о планируемой деятельности, исследование состояния среды: климат, почвы, вода, биота и т. д;
- Отражение потенциальных воздействий: выявление характера, интенсивности, масштабов, зон и опасности влияния на все компоненты среды;
- Научное обоснование и достоверность: обеспечение комплексности, достоверности и учетом экологических, социальных и экономических факторов;
- Альтернативы и вариант отказа: обязательное рассмотрение альтернативных сценариев, включая нулевой (отказ);
- Участие общественности: организация общественных обсуждений на этапе ТЗ и основных материалов ОВОС, учет замечаний;
- Разработка мер по снижению и компенсации: на основании выявленных воздействий — мероприятия по предотвращению, снижению и компенсации негативного воздействия;
- Рациональный выбор варианта: обоснование оптимального (наименее вредного) варианта или отказа с учетом экологических, технико‑социальных аспектов;
- Подготовка обосновывающей документации: оформление технического задания, материалов ОВОС для государственной и общественной экспертиз.
Нормативно-правовая база
- Приказ Минприроды РФ от 1 декабря 2020 года № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду»;
- Ст. 49 «Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 190;
- Ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г № 7 «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон № 174 от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе»;
- Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы»;
- «Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов» (утв. 12.02.1992).
Как проводится оценка воздействия на окружающую среду
Процедура ОВОС — процесс длительный. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду определяются в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 1 декабря 2020 года № 999. Рассмотрим каждый из них подробно далее.
Первый этап. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Информирование общественности.В ходе первого этапа выполняются следующие виды работ:
1. Уведомление органов власти о намерении начать работу по оценке воздействия на окружающую среду, предоставление предварительной обосновывающей документации.
2. Подготовка материалов по предварительной оценке воздействия, составление проекта технического задания.
3. Рассылка предварительных материалов оценки воздействия и проекта технического задания. Производится в специально уполномоченные органы по охране окружающей среды местного, регионального или федерального уровней (для объектов федеральной экспертизы).
4. Организация процесса общественных обсуждений. Создание рабочей группы по проведению общественных обсуждений.
В результате проведения заседаний рабочих групп (до проведения общественных обсуждений) рассматривается и утверждается:
- Порядок и мероприятия по проведению общественных обсуждений проекта технического задания;
- Определение мест размещения и общего доступа проекта технического задания и предварительной оценки воздействия объекта;
- Определение ответственных за прием, регистрацию и учет замечаний и предложений заинтересованных сторон, определение способа предоставления ответов на замечания и предложения,
- Утверждение перечня официальных изданий, в которых размещается уведомление-объявление о начале процедуры оценки воздействия на окружающую среду, о проведении общественных обсуждений проекта технического задания;
- Период приема замечаний и предложений (составляет не менее 30 дней);
- Период предоставления ответов на замечания и предложения (ориентировочно 14 дней);
- Дата предоставления утвержденного технического задания, откорректированного по результатам обсуждений.
6. Организация работы общественных приемных, размещение в них комплекта документов по оценке воздействия.
В комплект документов входит: предварительная оценка материалов по оценке воздействия, проект технического задания, распоряжения (постановления) органов власти, протоколы заседания рабочих групп, журналы для учета общественного мнения. Общественные приемные работают на всем протяжении процесса оценки воздействия.
7. Общественные обсуждения проекта технического задания.
Рассмотрение общественностью предоставленных материалов, прием замечаний и предложений. По результатам общественных обсуждений заказчику передаются замечания и предложения для подготовки ответов. В данный период заказчиком принимаются замечания от уполномоченных органов в сфере природопользования.
8. Подведение итогов общественных обсуждений проекта технического задания.
Заказчик вносит корректировки в проект технического задания по результатам замечаний и предложений. После этого рабочая группа проводит заседание. Где рассматривается откорректированный вариант технического задания, подводит итоги заседания, согласовывает итоговую версию технического задания. Техническое задание, прошедшее общественные обсуждения, согласованное рабочими группами, подписанное заказчиком и исполнителем работ, размещается в средствах массовой информации и в открытых общественных приемных. В приемных также размещаются журналы учета общественного мнения с ответами специалистов, протоколы заседаний рабочих групп.
- Общее описание намечаемой деятельности;
- Цели ее реализации;
- Возможные альтернативы;
- Описание условий ее реализации;
- Другая информация, предусмотренная действующими нормативными документами.
В ходе второго этапа выполняются следующие виды работ:
Полная формулировка вышеперечисленных работ содержится в п. 4.4 Приказа Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 999.
2. В ходе проработок отдельных вопросов могут проводиться встречи с органами власти, печататься материалы в средствах массовой информации. От общественных организаций, жителей принимаются и оформляются в журналах учета в открытых приемных предложения, замечания, комментарии, которые учитываются при разработке предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Третий этап. Проведение общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся) по предварительному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду объекта. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
2. Проведение общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся).
3. Ознакомление заказчика с предложениями и замечаниями, принятых от общественных организаций и граждан.
4. Доработка материалов по оценке воздействия по замечаниям и предложениям (в течение 30-ти дней после окончания общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся).
5. Утверждение окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду. Обеспечение доступности окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду для общественности.
Передача материалов ОВОС на государственную экологическую экспертизу
Утвержденный заказчиком окончательный вариант ОВОС в составе обосновывающей документации предоставляется на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).Государственная экологическая экспертиза осуществляется Росприроднадзором, его территориальными органами и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
В Постановлении Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 установлен порядок проведения государственной экологической экспертизы.
ГЭЭ подлежат конкретные объекты федерального и регионального уровней, определенные в соответствии со ст. 11 и 12 ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями).
После начала экспертизы ОВОС проводится ее проверка на комплектность. Если пакет документов собран полностью и верно оформлен, то заявитель в течение 7-ми рабочих дней со дня регистрации документов получает уведомление и счет на оплату экспертизы.
При некомплектности материалов заявитель в течение 30-ти рабочих дней комплектует и предоставляет необходимый пакет документов. После оплаты экспертизы ее подтверждение направляется в Росприроднадзор, где издается приказ о начале процедуры экологической экспертизы.
Согласно закону об экологической экспертизе № 174, статья 11, объектами, подлежащими ГЭЭ, является проектная документация следующих объектов:
- объектов капитального строительства (ОКС), которые будут строить в границах ООПТ федерального значения (за некоторым исключениями);
- уникальных сложных ОКС, оборонных объектов в границах ООПТ регионального и местного значения;
- объектов утилизации ТКО для получения энергии, объектов обезвреживания и размещения отходов, проекты рекультивации земель, использованных для свалок;
- искусственных земельных участков на воде;
- проекты ликвидации горных выработок с использованием отходов чермета;
- ОКС I категории (за некоторыми исключениями);
- проекты АЗС, складов ГСМ в границах водоохранных зон на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, объектов ФСБ, объектов энергообеспечения Калининградской области;
- ОКС, строящихся в границах Байкальской природной территории (за некоторыми исключениями);
- ОКС, строящихся в Арктической зоне Российской Федерации (за некоторыми исключениями);
- спецхранилищ агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.
Срок проведения государственной экологической экспертизы
Срок ГЭЭ определяется приказом Росприроднадзора. Он не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральными законами. Росприроднадзор (экспертная комиссия) составляет календарный план проведения экспертизы.Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают соблюдение процедуры проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии.
Заказчик и (или) его представители вправе присутствовать на заседаниях экспертной комиссии, докладывать о характере намечаемой деятельности, а также представлять пояснения и дополнения по объекту экспертизы.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) материалов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. ГЭЭ считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией, приказом Росприроднадзора.
ОВОС и ПМООС
Раньше материалы ОВОС составлялись по принципу сокращенного копирования ПМООС. Теперь, с выходом приказа № 999, требования к материалам ОВОС отличаются от ПМООС.Особенно четко составлены требования к техническому заданию на ОВОС, к уведомлениям о проведении общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС, а также непосредственно к составу материалов ОВОС в их окончательном виде.
При этом проработаны отдельные требования для материалов оценки воздействия на окружающую среду по различным особым территориям и ситуациям. Отдельно существуют требования к материалам ОВОС, которые пойдут на государственную экологическую экспертизу.
Особое внимание уделяется организации и проведению общественных обсуждений, дается конкретный список информации, которая должна быть отражена в протоколах обсуждений, в опросных листах, в журналах учета замечаний и предложений общественности.
Практика экологических компаний
- Заявку на ГЭЭ можно подать через личный кабинет природопользователя. В этом случае материалы необходимо правильно разбить и скомпоновать, т.к. к заявлению можно прикрепить только 10 файлов по 20 мб каждый;
- Чтобы получать ответы на электронную почту, а также стать участником рабочих заседаний экспертной комиссии, необходимо это четко обозначить в заявлении;
- В настоящий момент при прохождении ГЭЭ в Центральном аппарате РПН личные контакты с экспертами исключаются. Все вопросы по ходу экспертизы решаются через консультанта РПН. Что-то обсудить можно только при участии в рабочих заседаниях экспертной комиссии.
Специалисты ЭкоПромЦентра проведут ОВОС для вашего предприятия. Получите консультацию по телефону: +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте!