- Основная информация
- Объекты ГЭЭ
- Этапы разработки ГЭЭ
- Новый порядок проведения ГЭЭ на 2021-2026 гг.
- Зачем нужна экологическая экспертиза
Основная информация
Экологическая экспертиза — процесс установления соответствия документации на действующем предприятии, обосновывающей намечаемую хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и экологическим законодательством, для предотвращения негативного воздействия деятельности на окружающую среду.
Экологической экспертизе подлежит проектная документация на объекты размещения, обезвреживание и утилизацию отходов. Принято выделять 2 вида государственной экологической экспертизы (ГЭЭ): государственная и общественная. Давайте рассмотрим их основные отличия.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Регулирует ГЭЭ Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями).
Заказать разработку документации для ГЭЭ
Объекты ГЭЭ
Объектами государственной экологической экспертизы могут быть:
- Проекты строительства, реконструкции, ликвидации объектов хозяйственной деятельности;
- Материалы по созданию и развитию месторождений полезных ископаемых;
- Проекты технической документации на новые технику, технологию.
Полный перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня перечислен в ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ. Полный перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня перечислены в ст. 12 ФЗ № 174-ФЗ. Экспертизу проводит Росприроднадзор.
Разработкой документации для подачи на ГЭЭ занимаются экологические компании проектировщики, такие как ЭкоПромЦентр. Важно отметить, что при разработке экологической документации требуется строгое соблюдение нормативно-правовой базы. Спектр таких норм и законов достаточно широкий. Каждое технологическое, инженерное, экологическое решение должно быть обосновано в рамках нормативно-правового поля.
Состав проектной документации объемный, поэтому необходимо, чтобы между разделами не было противоречий. Избежать возникновения несоответствий помогает специальный регламент проведения ГЭЭ, который также необходимо соблюдать. Перейдем к более подробному описанию основных этапов разработки документации, предоставляемой для ГЭЭ.
Этапы разработки ГЭЭ
ГЭЭ проводится для обоснования допустимости осуществления намечаемой деятельности с точки зрения воздействия на окружающую среду. Этапы разработки и состав документации, подаваемой на государственную экологическую экспертизу, зависит от объекта экспертизы, а также от стадии проектирования (для объектов капитального строительства).
Разработка документации, предоставляемой для государственной экологической экспертизы, как правило, включает в себя 5 основных этапов:
1. Сбор информации
На первом этапе разработки ГЭЭ собираются необходимые исходные данные от заказчика и государственных, муниципальных органов (различные письма, справки).
2. Проведение изысканий
Проводятся инженерные, в т.ч. инженерно-экологические изыскания, по техническому заданию заказчика разрабатываются решения, их обоснование, оценивается возможность реализации намечаемой деятельности в рамках реальных условий, законодательства.
3. Разработка проектной документации
Наиболее важный этап, на котором проводятся расчеты, описание, технологические решения, проверка на соответствие нормативным, законодательным документам, сбор, структуризация, подготовка пояснительных записок, графических и текстовых приложений.
4. Анализ альтернативных проектных решений
В рамках проекта проводится сравнительный анализ, рассматриваются возможные альтернативные проектные решения, выбирается итоговое проектное решение.
5. Обоснование принятых решений с точки зрения соблюдения законодательных норм
С учетом всех условий проектирования (строительных, инженерных и т.д.) принятые ранее решения должны быть обоснованными с точки зрения соблюдения законодательных норм.
6. Оформление документации надлежащем виде и подача заявки на экспертизу.
Материалы, соответствующие форме и содержанию требованиям ФЗ N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», установленному порядку и составу, передаются на государственную экологическую экспертизу.
Государственная экологическая экспертиза осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), ее территориальными органами и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Надзорный орган собирает экспертную комиссию из специалистов разных сфер, в которую входят научные работники и практики. За каждый раздел материалов отвечает конкретный член комиссии. Его задача - на основе личного профессионального опыта, знаний и нормативной базы составить заключение.
В результате процедуры готовится комплексное заключение. Оно должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) материалов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией, приказом Росприроднадзора.
Новый порядок проведения ГЭЭ на 2021-2026 гг.
На период 2021-2026 гг. установлен порядок проведения государственной экологической экспертизы. С текстом порядка можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 “Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы”.
Плюсом нововведения является возможность электронной подачи материалов на экспертизу. По мнению экологов это значительно упрощает процесс подачи заявки. Заявку можно подать через Единый портал госуслуг или ведомственный программный ресурс.
Обновленный порядок проведения ГЭЭ устанавливает, что:
- Срок проведения ГЭЭ не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика (в настоящее время 4 месяца с возможностью продления на 2 месяца);
- Сведения о заключении ГЭЭ должны быть размещены на официальном сайте органа государственной власти, проводившего конкретную экспертизу.
Ведение реестра выданных заключений ГЭЭ и предоставление содержащихся в нем сведений – задача Росприроднадзора и уполномоченных органов регионов. По каждому конкретному объекту формируются комиссии состоящие из экспертов. Заседания комиссии проводятся как в очном, так и в дистанционном формате, в случае необходимости экспертная комиссия может выехать на объект заявителя.
Объекты капитального строительства в Арктической зоне РФ, для проектов которых необходимо проведение ГЭЭ федерального уровня
В новой редакции ФЗ N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (изменения от 13.07.2020 г ФЗ № 194-ФЗ) в ст. 11 п. 7.9) указано, что «проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации» подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Эта же информация содержится в ст. 49 п. 6, ст. 51 п. 7 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021).
К территориям Арктической зоны можно отнести территории, которые указаны в ст. 2, п. 2,3 ФЗ от 13.07.2020 N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
Объекты капитального строительства в границах Байкальской природной территории, для проектов которых необходимо проведение ГЭЭ федерального уровня
К Байкальской природной территории относится «территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него» (ст. 2 п. 1. ФЗ № 94ФЗ от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал»).
В соответствии со ст. 11 п. 7.8, проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры.
19 августа 2020 года вышло Распоряжение Правительства РФ N 2134-р «Об утверждении перечня объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкцию которых в соответствии с подпунктом 7.8 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не является объектом государственной экологической экспертизы».
Зачем нужна экологическая экспертиза
ГЭЭ проводится для обеспечения экологической безопасности при принятии решений об осуществлении того или иного проекта. Кроме того, в том числе на основании положительного заключения ГЭЭ выдается разрешение на ведение намечаемой деятельности. В том числе на получение отдельных видов лицензий.
Детальная проработка проектных решений на начальных этапах, всесторонняя экспертиза проекта важны для самого заказчика. Появляется возможность на ранних этапах проектирования (в т.ч. при разработке технико-экономического обоснования инвестиций) оценить предполагаемый вред окружающей среде, разработать такие проектные решения. В том числе с учетом мер по снижению НВОС. Это позволит спрогнозировать предполагаемые затраты в сфере охраны окружающей среды при эксплуатации объекта.
Проектировщики ЭкоПромЦентра гарантированно помогут вам получить положительное заключение ГЭЭ. Обратитесь к нам прямо сейчас по телефону — +7 (812) 425-61-45, или на сайте.