Установление СЗЗ в 2021-2022 году для предприятий

Экологическое законодательство сильно изменилось в вопросах, касающихся оформления санитарно-защитных зон. Многим предприятиям приходится вновь заняться проектами СЗЗ, даже если они на данном предприятии уже разработаны. Отсрочка проекта СЗЗ, предоставленная до 1 октября, закончилась. Как проходит установление СЗЗ в 2021 году? Что будет после 1 января 2022?

Сейчас осуществляется переход от старой нормативной базы к новой. Прежний СанПиН остался, но вышло новое Постановление № 222. Проблема не только в сроках, но и в потоке изменений. Рассмотрим их детально.

  1. Документы для установления СЗЗ
  2. СЗЗ как ЗОУИТ
  3. Границы СЗЗ по старым требованиям действуют до начала 2022 года
  4. Установление СЗЗ в 2021 году (к чему готовиться в 2022?)
  5. Когда СЗЗ считается установленной?
  6. Кейсы: Готовые решения для предприятий

Документы для установления СЗЗ

Проект границ санитарно-защитной зоны разрабатывается на основании требований:

  • Постановления Правительства от 3 марта 2018 г. № 222;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Кроме того, основанием для разработки служит и Градостроительный кодекс РФ. Это объясняется тем, что СЗЗ признана зоной с особыми условиями использования территории, требования к установлению которых утверждаются в ГрК РФ.

После разработки проект СЗЗ должен пройти экспертизу в уполномоченных органах инспекции и получить положительное заключение о соответствии его санитарным нормам и правилам. Это подтверждает ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Чтобы установить СЗЗ, необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение и подать заявление об установлении границ СЗЗ вместе с проектом и экспертным заключением.

Следующий этап – получение правообладателем земельных участков Решения об установлении санитарно-защитной зоны в Роспотребнадзоре. Для получения Решения об установлении СЗЗ нужно предоставить пакет документов:

  • Заявление на установление СЗЗ;
  • Проект СЗЗ;
  • Экспертное заключение на проект СЗЗ;
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ;
  • Результаты измерений концентраций ЗВ и уровней физического и иных видов воздействия за контуром объекта (для действующих объектов);
  • Файлы xml с графическим и текстовым описанием границ СЗЗ;
  • Материалы оценки риска для здоровья населения (если требуются).

СЗЗ как ЗОУИТ

Санитарно-защитная зона теперь является ЗОУИТ (зоной с особыми условиями использования территории). Это подтверждает статья 105 Земельного кодекса РФ. Это может усложнить процедуру установления СЗЗ, которая также регулируется требованиями Градостроительного кодекса РФ.

Границы СЗЗ по старым требованиям действуют до начала 2022 года

Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ изменил статью 26 Федерального закона № 342-ФЗ, а он уже изменил некоторые положения ГрК РФ. Изменения, касающиеся непосредственно санитарно-защитных зон как ЗОУИТ, начинаются с пункта 13 статьи 26:

установление сзз в 2021

Согласно этим изменениям, границы СЗЗ, определённые по старым требованиям закона теперь действуют до начала 2022 года. Если подробнее: ориентировочные, предварительные, расчётные (и т.д.) санитарно-защитные зоны, рассчитанные и рекомендованные в проектах СЗЗ, и даже имеющие санитарно-эпидемиологическое заключения на эти проекты, с 1 января 2022 года считаются недействительными, если правообладатель земли не получил Решения об установлении СЗЗ.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 1 октября 2021 года были обязаны обратиться в уполномоченные органы с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ.

Напомним, что Роспотребнадзор предупреждал собственников о необходимости нанесения СЗЗ на публичную кадастровую карту Росреестра еще 2 года назад. Тогда предприятиям были направлены соответствующие письма. Два года прошли, но не все успели переоформить проекты СЗЗ согласно новым требованиям и получить Решения об установлении СЗЗ, а также нанести свою СЗЗ на карту населенного пункта.

Установление СЗЗ в 2021 году (к чему готовиться в 2022?)

Благодаря ФЗ № 455 изменениям подвергся и пункт 16 статьи 26 Федерального закона № 342:

установление сзз в 2021

Постановление Правительства РФ № 222 утвердило именно Правила установления СЗЗ, а не Положение. До 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования СЗЗ осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования ФЗ № 342-ФЗ (то есть 04.08.2018 г.) с учётом новых требований частей 16.1-16.2.

Простыми словами – пока что действует Постановление № 222, но на некоторые его положения наложен временный мораторий. Не действуют до 1 января 2022 года пункты Постановления № 222: 6, 23, 24 и 25. Точные сроки моратория указаны в п. 59 Федерального закона № 455-ФЗ.

Важно! Установление СЗЗ в 2021 году

Из приведенных выше пунктов следует, что до 1 января 2022 года НЕ требуется:

  • Представление застройщиком в Роспотребнадзор заявления об установлении или изменении СЗЗ до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (ОКС), для которого нужна по закону СЗЗ
  • Вносить сведения о СЗЗ в ЕГРН. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной со дня принятия решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзором.

Это значит, что до 1 января можно получить разрешение на строительство ОКС без установленной СЗЗ, нанесённой на кадастровую карту. Но данный мораторий пока что не продлен на более поздний срок.

Согласно Постановлению № 222:

установление санитарно-защитных зон

установление санитарно-защитных зон

Эти же позиции закреплены в ст. 51, п.7 и п.9 Градостроительного кодекса.

Отдельно Федеральным законом № 455-ФЗ введен пункт 59, в котором четко указан срок моратория:

59. Требования об установлении зоны с особыми условиями использования территории до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории применяются с 1 января 2022 года.

Как мы видим из этих выдержек, копия решения об установлении СЗЗ вплоть до декабря 2019 года была обязательной для получения разрешения на строительство. После установления СЗЗ копия решения об установлении (изменении) направляется Роспотребнадзором в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения. А для стройки/реконструкции – со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Подробный алгоритм действий по установлению СЗЗ 2022 вы найдете статье «Санитарно-защитные зоны в 2022 году».

Когда СЗЗ считается установленной?

Копию решения о СЗЗ направляет (в течение двух дней) в Роспотребнадзор уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган. Итог этой процедуры – нанесение границ СЗЗ на кадастровую карту территории. Сведения о ней вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С этого момента СЗЗ считается установленной.

Как будет выглядеть вся процедура после отмены данного ограничения? При планировании строительства застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ.

То есть, разработку проекта СЗЗ и прохождение его экспертизы нужно начинать заранее, задолго до получения разрешения на строительство. В 2019 году, со дня вступления в силу новых требований и до наложения моратория на эти требования, в строительной отрасли поднялась большая шумиха из-за данного требования закона.

Многие стройки пришлось отложить, так как на разработку и согласование проекта СЗЗ с последующим получением Решения и внесением сведений о СЗЗ в Росреестр требуется много времени.  И теперь, когда близится 2022 год, эти требования скоро вновь будут действовать. Поэтому предприятиям нужно успеть подготовиться.

Установление СЗЗ в 2021 году: Готовые решения для предприятий

Итак, каким же образом действовать предприятиям? Нужно выбрать дальнейший путь действий в соответствии с той ситуацией, которая сложилась у конкретного объекта производства (или ОКС). Рассмотрим различные варианты развития событий.


1) Проект СЗЗ не был разработан ни раньше, ни на сегодняшний день

Это значит, что собственник все эти годы нарушал закон. Соответственно, ему нужно разработать проект СЗЗ, пройти экспертизу в органах инспекции, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и подать заявление на получение Решения.

Если предприятие действующее, нужно провести инструментальные измерения перед подачей заявления. Результаты подавать вместе с заявлением, проектом и экспертным заключением согласно п. 2 Постановления № 222.

Стоит помнить о необходимости создания xml-файла с описанием границ СЗЗ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, который понадобится для передачи в Росреестр на этапе подачи сведений о СЗЗ. Данный файл создается с помощью специального программного обеспечения, чаще всего такие услуги предоставляют кадастровые инженеры.

Важно! Ориентировочная СЗЗ

Хотелось бы обратить внимание на двоякое понимание термина «ориентировочная санитарно-защитная зона». Иногда ее трактуют так, что наличие строчки с ориентировочным размером СЗЗ в составе классификатора СанПиН, подходящей для вашего предприятия, считают за автоматическое наличие «установленной ориентировочной СЗЗ». Это не верно, так как критерий для границы СЗЗ определён в пункте 2.3 СанПиН:

2.3. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

Границу СЗЗ нужно определять расчетами, а затем подтверждать натурными измерениями. Для этого можно взять ориентировочный размер за основу. Поэтому нельзя утверждать, что у предприятия без разработанного проекта СЗЗ «установлена ориентировочная санитарно-защитная зона».


2) Был разработан проект СЗЗ, получено экспертное заключение и положительное санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре, но до 1 октября 2021 г. не успели подать заявление на получение Решения

Такое предприятие с 1 января 2022 года будет считаться предприятием без СЗЗ и рискует получить штрафные санкции. Необходимо как можно скорее проверить проект СЗЗ на актуальность и соответствие требованиям закона, откорректировать при необходимости и пройти всю цепочку согласований. Если проект разработан не так давно и в целом соответствует современным требованиям, можно попробовать успеть до 1 января подать заявление о получении Решения, только предварительно нужно обеспечить создание xml-файла с описанием границ СЗЗ.


3) Был разработан проект СЗЗ, получено экспертное заключение и положительное санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре + уже есть Решение об установлении СЗЗ

В таком случае нужно постараться обеспечить нанесение границ СЗЗ на публичную кадастровую карту. До 1 января СЗЗ будет считаться установленной и без ее внесения в ЕГРН, но до этого срока нужно успеть ее туда внести, хотя на данном этапе от предприятия уже ничего не зависит, это компетенция Роспотребнадзора и Росреестра.


4) Если объект проектируемый (строящийся), необходимо разработать проект СЗЗ, пройти экспертизу в органах инспекции, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на свой проект

После этого предприятие имеет право подавать заявление на получение Решения, хоть до 1 января 2022 года у него нет такой обязанности. Можно спокойно получить Решение и подать сведения в Росреестр для нанесения СЗЗ. При этом до 1 января можно получать разрешение на строительство без Решения на установление СЗЗ в 2021 году, а вот после 1 января 2022 года уже будет нельзя.

После ввода объекта в эксплуатацию нужно в течение 1 года провести измерения атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. Если выявится необходимость изменения СЗЗ (установленной или измененной исходя из расчетных показателей) – представить заявление об изменении СЗЗ согласно п. 7 Постановления № 222.


5) Объект проектируемый (строящийся), но в ходе разработки проектной документации на строительство после проведения расчетов выяснилось, что уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ

То есть объект не является источником воздействия согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В данном случае будет достаточно:

– Провести расчеты на границе ориентировочной СЗЗ в составе проектной документации на строительство;
– Получить экспертное заключение на проектную документации (а именно на раздел ПМООС);
– И далее ничего не предпринимать вплоть до введения объекта в эксплуатацию.

После этого нужно подтвердить отсутствие воздействия на окружающую среду. Сделать это можно с помощью измерений на границе ориентировочной СЗЗ.


6) Объект действующий, и расчеты на границе ориентировочной СЗЗ показывают отсутствие превышений 0,1 ПДК/ПДУ

При такой ситуации нужно обосновать отсутствие необходимости установления СЗЗ расчетами воздействия от предприятия. Закон не предусматривает разработки такой документации, но по факту Роспотребнадор ее требует.

На данный расчет выдается экспертное заключение, а на это заключение Роспотребнадзор дает письмо об отсутствии оснований устанавливать санитарно-защитную зону.

Помимо проекта обычно требуют провести натурные измерения за контуром объекта для подтверждения отсутствия воздействия.


Проект СЗЗ содержит множество тонкостей, в которых детально разбираются только квалифицированные экологи.

Можно попытаться успеть за изменениями в экологическом законодательстве, а можно обратиться в ЭкоПромЦентр за разработкой и согласованием СЗЗ. Получите бесплатную консультацию по телефону – +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте!

Оставить заявку