Углеродный след

Современный мир диктует строгие правила в отношении потребления и сохранения природной среды. Страны с развитой экономикой постепенно переходят к «зеленым» принципам экономического развития. Экологические проблемы влекут за собой социальные: загрязненный воздух становится причиной повышения заболеваемости и смертности, а экологические скандалы наносят экономический ущерб корпорациям, политическим силам и в целом отражаются на экономике стран. Сегодня про углеродный след говорят отовсюду.

Рассказываем как рассчитать и снизить углеродный след, и какие выгоды гарантированно получают предприятия от сокращения выбросов.

«Зеленая» экономика – мировые тенденции

Люди стремятся уменьшить свой собственный углеродный след в повседневной жизни, чтобы внести свой вклад в сохранение природы. Общество пристально следит за крупными компаниями, рассчитывает их след. В результате люди отдают предпочтение тем производствам, которые уменьшают свой углеродный (карбоновый) след и максимально следуют принципам «зеленой» экономики. Компании, которые занялись этой проблемой раньше других, уже получают свои бонусы в виде налоговых льгот и лояльности потребителей.

В 2015 году в Париже заключили соглашение по ограничению роста глобальной средней температуры и недопущению глобального потепления. После этого многие страны внедрили «зеленые» принципы в построение своей экономической политики. Например, Европейский союз создал в 2019 году проект «Зеленая сделка», в котором в числе прочих появился такой инструмент контроля, как трансграничное углеродное регулирование. Что это значит? При поставке в Евросоюз экспортных товаров страны-поставщики будут обязаны оплатить в полной мере углеродный след от своих товаров по ценам, приближенным к европейским. В первую очередь это будет затрагивать экспорт металлургической продукции, удобрений, цемента и т.д.

Все это происходит на фоне общего «помешательства» на снижении углеродного следа как на государственном, так и на муниципальном и частном уровнях. Наиболее явно это видно в странах Скандинавии, где каждый новы дом или предприятие стремится стать максимально «зеленым» и энергоэффективным.

Россия в тренде – изменения в законодательстве

Для снижения выбросов парниковых газов и уменьшения опасности глобального потепления в России предпринят ряд шагов. В первую очередь, разработана законодательная база по данному вопросу:

  • Климатическая доктрина РФ;
  • Указ Президента РФ о сокращении выбросов парниковых газов;
  • План мероприятий по обеспечению к 2020 г. сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 % от их объема в 1990 г.

Для выполнения мероприятий в 2015 году приняли Концепцию формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в РФ. Разработан ряд документов методического характера для:

  • Целей добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов от предприятий (для контролирующих органов);
  • Количественного определения объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в РФ;
  • Количественного определения объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов.

В феврале 2021 года прошло совещание по вопросам климатической стратегии и низкоуглеродной экономики в Правительстве РФ. В апреле 2021 года была речь Президента России В.В. Путина об этой проблеме. В результате летом 2021 года появился давно обещанный федеральный закон, касающийся регулирования выбросов парниковых газов – Федеральный закон от 02.07.2021 № 296 «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Закон об ограничении выбросов парниковых газов

Вышедший закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов и осуществляется на территории России, а также на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, в российском секторе Каспийского моря.

В законе об ограничении выбросов парниковых газах вводятся следующие понятия:

  • Парниковые газы;
  • Климатические проекты;
  • Углеродные единицы;
  • Углеродный след как общий объем выбросов парниковых газов и их поглощений в ходе производства/оказания услуги.

Углеродный след включает как прямые выбросы парниковых газов при производстве, так и косвенные (связанные с энергопотреблением, грузоперевозками и т.д.). А также учитывает поглощение таких газов в ходе деятельности объекта с учетом зачтенных углеродных единиц.

С помощью этого закона предполагается вести контроль выбросов парниковых газов. Одним из инструментов станет кадастр выбросов парниковых газов, который будет вести государство. Целью государственной политики стало стимулирование организаций к уменьшению таких выбросов, в том числе с помощью налоговых льгот. Для этого Правительство устанавливает целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для различных отраслей экономики.

Кто должен отчитываться о парниковых газах

В законе определены организации, которые должны учитывать свои парниковые газы и отчитываться об их выбросах. Установлены критерии, чтобы понять, нужно ли вести такой учет в вашей организации.

Организации ведут учет углеродного следа, если их деятельность сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн СО2 в год за период до 1 января 2024 года, или 50 и более тыс. тонн СО2 в год за период с 1 января 2024 года. Первая категория организаций сдает отчет, начиная с 1 января 2023 года. Вторая категория – с 1 января 2025 года. Данные, которые государство получит по итогам сбора такой отчётности, будут основой для кадастра парниковых газов.

Как мы упомянули выше, закон ввел понятие климатического проекта. Сведения о таких проектах будут включаться в реестр углеродных единиц. То есть, при выполнении климатического проекта выпускаются углеродные единицы, которые государство зачисляет на счет исполнителя проекта. Такие единицы могут передаваться и/или продаваться другим организациям. Ведение реестра углеродных единиц, их зачет, все операции с ними будут проводить операторы на договорной основе.

Расчет углеродного следа – опыт предприятий

Российским компаниям придется ускорять процесс перехода к «зеленым» технологиям и стремиться сокращать углеродный след своей продукции. Пока законодательство в России пытается успевать за мировой повесткой в сфере экологии, многие предприятия уже занялись этой проблемой, внедряя принципы ESG-трансформации и «зеленой» экономики у себя на производстве.

Сейчас очень востребована услуга по расчету углеродного следа от производств продукции или оказании услуги. В ходе проведения таких работ специалисты по «озеленению» предлагают ряд решений, как уменьшить карбоновый след. Для этого в первую очередь нужно определить модель обращения энергии и ресурсов на предприятии (провести энерго-ресурсный аудит), ее влияние на окружающую среду. Затем определить, какие мероприятия и решения помогут уменьшить потребление этих ресурсов и снизить карбоновый след без значительного ущерба производству.

Рассчитать углеродный след

В ходе аудита определяются входящие и исходящие потоки ресурсов и сырья. Для каждого из них углеродный след считается отдельно. В большинстве случаев основной вклад в карбоновый след на производстве вносят косвенные следы энергопотребления. Так, при поставке сырья используется транспорт, который выбрасывает вредные вещества в воздух при работе двигателя. При поставке газа в газопотребляющие приборы на производстве углеродный след образуется, начиная с добычи этого газа на месторождениях. То же самое происходит при потреблении водопроводной воды, электроэнергии. Самый незначительный вклад вносят сотрудники предприятия в ходе своей жизнедеятельности.

Как снизить углеродный след

После завершения аудита энергии и ресурсов начинается разработка мероприятий для снижения углеродного следа. Существует прямой след предприятия (местный след) и косвенный след (внешний). В ходе расчета углеродного следа часто получается, что прямой след предприятия гораздо меньше, чем косвенный след от поставок сырья и ресурсов. На этот внешний след повлиять бывает трудно или вовсе невозможно. Поэтому мероприятия чаще всего ориентированы на снижение местного следа.

Для предприятий, которые размещаются на собственных площадях, проще всего снизить энергопотребление за счет повышения класса энергоэффективности зданий и помещений.

Способы снижения энергопотребления для предприятий:

  • Снижение расхода топлива;
  • Замена окон и утепление помещений;
  • Собственные скважины для воды вместо водопровода и т.д.

Для прочих организаций это не так просто. Арендодатели не всегда идут навстречу «зеленым» инициативам арендаторов. Но и для таких ситуаций есть решения. Например, можно провести организацию раздельного сбора отходов, повторного использования сырья и т.д.

Кроме того, можно попробовать часть энергии и ресурсов производить самостоятельно. Большое будущее в этой сфере у возобновляемых источников энергии. Пример: солнечные батареи, ветрогенераторы. Активно используется и принцип цикличности. К нему можно отнести применение систем очистки воды и ее повторного использования в производстве. В общем, какие-то решения можно найти всегда, если провести тщательные расчеты с привлечением специалистов. В этом могут помочь инженеры, архитекторы, технологи, дизайнеры и т.д. Снижение углеродного следа гарантирует предприятию улучшение его имиджа у потребителей и выполнение требований закона. Итогом могут стать налоговые льготы от государства.


Специалисты компании ЭкоПромЦентр имеют многолетний опыт выполнения проектов и отчетности по выбросам. Получите бесплатную консультацию по телефону — +7 (812) 425-61-45, или в один клик!

Оставить заявку