Санитарно-защитная зона: этапы разработки и требования СЗЗ в 2021 году

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санзона предприятия устанавливается на основании требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ:

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

 

Штраф за отсутствие санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Согласно КоАП РФ в этом случае можно ожидать следующих санкций:

КоАП РФ Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Размеры санитарно-защитных зон

Раздел 4 СанПиН СЗЗ классифицирует предприятия и промобъекты по видам деятельности, которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, места расположения и класса предприятия.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий. Вот примерные размеры санитарной зоны в зависимости от класса опасности предприятия и производств:

Класс опасности предприятия Степень опасности воздействия на человека Размер СЗЗ
I класс Чрезвычайно опасные от 1000 метров
II класс Высоко опасные от 500 метров
III класс Умеренно опасные от 300 метров
IV класс Мало опасные от 100 метров
V класс Практически не опасные от 50 метров

Внимание! Изменился закон!

Нужно отметить, что указанный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует только до начала 2022 года, после чего будет отменен в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. Стоит ожидать, что санитарная классификация производств будет либо отменена совсем, либо заменена в составе нового нормативного акта.

Кроме того, если раньше необходимость разработки проекта СЗЗ диктовалась требованиями СанПиН, то с марта 2018 г. ситуация изменилась: вышло Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон”. Данный документ обладает приоритетом перед указанными санитарными правилами и нормами, при этом СанПиН действует только в части, не противоречащей положениям постановления № 222. Соответственно, ситуация с разработкой и установлением СЗЗ сильно изменилась.

Кому требуется санитарная зона предприятия в 2021 году

Согласно Постановлению № 222, санзона разрабатывается и устанавливается в отношении действующих, проектируемых, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

При этом ранее СанПиН в п.1.2 устанавливал, что так называемым «источником воздействия» предприятие является тогда, когда на его границах идет превышение 0,1ПДК/ОБУВ загрязняющих веществ или ПДУ физических факторов.

Новое постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021, которое отменяет старый СанПиН, так же говорит, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в отношении источников воздействия, создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на:

границе земельного  участка объекта;

границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий;

границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством Российской Федерации размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.

Таким образом, СЗЗ нужно устанавливать в тех случаях, когда на границе объекта присутствует превышение 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ. 

Примеры предприятий промышленности по классам опасности

Класс опасности предприятия Некоторые виды производственной деятельности
I класс ЛПХ, пр-во сероуглерода, свиноводческие комплексы
II класс Автопром, соляная кислота, содержание КРС от 1200 коров
III класс Деревообработка, добыча торфа
IV класс Типографии с применением свинца, лакированная мебель, мыловарение, тепличные хозяйства
V класс Добыча карбоната, производство спичек, сборка мебели без лако-краски, хранение овощей, зерна

Проект (сокращения) санитарно защитной зоны

Проект СЗЗ нужен, чтобы спроектировать и разметить границы санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

  1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
  2. Служит аргументом инспектирующим службам при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
  3. Избавление от штрафов и приостановки деятельности предприятия при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

Если в границы проектируемой санитарной зоны входят непроизводственные объекты (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуется проект обоснования сокращения СЗЗ.

Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки сокращение СЗЗ является единственным выходом.

Сократить радиус санитарной зоны возможно, если принимаются подобные меры:

  • Снижение объемов вредных выбросов и сбросов
  • Совершенствование технологической цепочки предприятия
  • Создание очистных сооружений на территории предприятия

Объекты, запрещенные к размещению в установленных СЗЗ согласно СанПиН и ПП РФ № 222:

  • жилые застройки
  • зоны курортов, пансионатов
  • территории садоводческих организаций
  • дачные индивидуальные и коллективные участки
  • спортивные сооружения открытого типа
  • детские игровые площадки
  • организаций отдыха детей и их оздоровления
  • объекты образовательного назначения
  • лечебно-профилактические учреждения, больницы

Кроме того, согласно ПП РФ № 222, в санитарно-защитной зоне запрещено использование земельных участков в целях производства и хранения лекарств, для объектов пищевой промышленности, оптовых складов продуктов, комплексов водопроводных сооружений питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки с/х пищевой продукции, если воздействие предприятия приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции. При этом, если будет обоснованно доказано, что эксплуатация предприятия не приведет к ухудшению этих показателей, то эксплуатация и установление СЗЗ в данных границах все-таки возможно.

Этапы разработки проекта СЗЗ

Заказать проект СЗЗ

1. Сбор сведений о выбросах ВВ и физических факторах воздействия

Первый этап разработки СЗЗ – сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ на данном объекте и об источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Приказу Минприроды от 7 августа 2018 года N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки». Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для предприятия ранее с целью нормирования, если с момента ее проведения не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного  и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых  и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно Методам расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной СЗЗ.

В проекте СЗЗ размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДК и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере СЗЗ не превышают нормативных размеров. Кроме того, размер СЗЗ можно и увеличить относительно ориентировочного при необходимости.

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ. Согласно постановлению № 222 и новому постановлению № 3 контроль на границе СЗЗ должен проводиться в соответствии с порядком организации контроля, утвержденным Роспотребнадзором. Однако до сих пор такого нормативного документа, определяющего этот порядок, не существует.

В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, границы СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

С недавнего времени, а именно с момента издания постановления № 222, в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Теперь границы СЗЗ устанавливаются Решением Роспотребнадзора, после чего наносятся на публичную кадастровую карту района. При этом границы должны быть представлены в проекте в системе координат Единого государственного реестра недвижимости. Это добавило работы разработчикам проекта СЗЗ. Теперь необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку, в которой содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек, с помощью которых можно привязать карту предприятия к системе координат ЕГРН. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку СЗЗ жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. До сих пор такая практика была повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

2. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ и получение СЭЗ

Когда проект СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе.

Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения ПДК и ПДУ на границах СЗЗ и нормируемой территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. После этого документация передается на получение в Роспотребнадзоре санитарно-эпидемиологического заключения. Данная госуслуга оказывается бесплатно.

3. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения размеров СЗЗ строящихся, действующих, реконструируемых, ликвидируемых объектов

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект СЗЗ), если СЗЗ устанавливается для действующего объекта, необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта аттестованной аккредитованной лабораторией на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ (ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для I-II/III-V классов предприятий). 30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ в границах населенного пункта не могут быть выдержаны, так как предприятия окружены различными объектами, в том числе жилыми домами. Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

По понятным причинам, провести измерения на границе СЗЗ для проектируемого объекта нет возможности, поэтому такое требование отсутствует. ПП РФ № 222 говорит о необходимости проведения измерений на границе установленной СЗЗ для построенного или реконструированного объекта в течение года для подтверждения того, что на ее границе нет превышений. То же самое касается ликвидированного промышленного объекта для того, чтобы действие санзоны отменить и удалить ее с кадастровой карты, а также ситуации, когда нужно сократить СЗЗ по разным причинам.

Если это строящийся или реконструируемый объект, то при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении СЗЗ. При этом согласно Градостроительному кодексу, разрешение на строительство можно получить, только имея на руках копию решения об установлении СЗЗ. На данный момент на это требование наложена отсрочка до 1 января 2022 года, но этот срок уже истекает.

4. Получение Решения на установление СЗЗ

После всех этих этапов Роспотребнадзор (или иное уполномоченное ведомство) выдает Решение об установлении санитарно-защитной зоны. При этом объекты 1, 2 класса по классификатору СанПиН получают такое решение в центральном Роспотребнадзоре в Москве, а остальные – в своем региональном управлении. Для получения решения нужно предоставить проект СЗЗ и экспертное заключение на него. Согласно Постановлению № 222, в проект СЗЗ теперь включается:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны […];

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зон […];

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте “б” пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

В Постановлении № 222 не сказано, что для получения Решения нужно прикладывать копию СЭЗ, однако это не освобождает от необходимости его получения, так как требования Федерального закона № 52-ФЗ остаются в силе.

5. Внесение сведений о границах СЗЗ на кадастровую карту

Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ  и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах СЗЗ в муниципальные органы власти.

В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах СЗЗ, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре на низкое качество окружающей седы, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

В итоге на практике предприятиям приходилось выбирать:

  1. расселить за свой счет недовольных жильцов за пределы своей СЗЗ,
  2. уменьшить интенсивность воздействия за счет природоохранных мероприятий и сократить размер СЗЗ до вновь построенных объектов, либо
  3. просто перенести свое производство на другое место.

Все три варианта экономически крайне невыгодны, при том, что на самом предприятии никакой вины нет, так же как и на чиновниках муниципалитета, которые просто не имели сведений о наличии на данном земельном участке СЗЗ.

Именно для этого было выпущено Постановление № 222, согласно которому после получения решения об установлении СЗЗ сведения о СЗЗ передаются в Росреестр для последующего отражения этих сведений на кадастровой карте. Более того, СЗЗ не считается установленной, пока эти данные не будут отражены в Едином государственном реестре недвижимости.

6. Режим территории СЗЗ, контроль на границах СЗЗ

В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ, а в ПП РФ № 222, п. 5 перечислено то, что запрещено размещать в границах СЗЗ. Помимо этого, согласно постановлению № 3, в пределах земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

СЗЗ – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

Ранее требовалось, чтобы предприятие провело зонирование и организацию территории СЗЗ. При этом применялось ее озеленение и прочие методы организации. Сейчас того требования уже нет. Кроме того, территория СЗЗ – это не территория предприятия, оно не имеет права там что-то строить и вести хозяйственную деятельность. Это просто территория ЗОУИТ – зоны с особыми условиями использования, при этом на ней могут быть другие объекты, другие собственники, если это не противоречит требованиям СанПиН и ПП РФ № 222.

Предприятия обязаны, согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. При осуществлении производственного контроля должны применяться правила отбора проб и методы их исследований и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.