Экологические услуги для предприятий в Санкт-Петербурге — ЭкоПромЦентр
centr@ecopromcentr.ru +7 (495) 128-93-67
Разработка проекта СЗЗ: требования и этапы разработки
Стоимость разработки проекта ПНООЛР

Разработка проекта СЗЗ: требования и этапы разработки

10.06.2021 #проект сзз #процесс разработки #санитарно-защитная зона #санпин #СЗЗ

Документы для Санитарно-защитной зоны

Вам нужен проект СЗЗ? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы

Получить бесплатную консультацию

Скидка 5% на проект СЗЗ при договоре до конца месяца

  1. Штрафы за отсутствие СЗЗ
  2. Размеры санитарно-защитных зон
  3. Документы и исходные данные для разработки проекта СЗЗ
  4. Этапы работы и трудности практической разработки проекта СЗЗ
  5. Кому требуется СЗЗ
  6. Примеры предприятий по классам опасности
  7. Проект изменения границ СЗЗ
  8. Разработка проекта обоснования санитарно-защитной зоны
  9. Санитарная классификация предприятий и объектов
  10. Этапы разработки Проекта СЗЗ
  11. Пример Проекта СЗЗ

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санитарно-защитная зона предприятия устанавливается на основании требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ:

Федерального закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ

Штрафы за отсутствие СЗЗ

При несоответствии государственным стандартам предприятия могут понести убытки за вредное воздействие на прилегающие жилые массивы. Законодательство Российской Федерации предусматривает штрафы до 100 тысяч рублей, либо приостановку деятельности до 90 суток. Подробные санкции за нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения указаны в статьях 6.3, 8.1 КоАП РФ.

Схематичное изображение Санитарно-защитной зоны

Размеры санитарно-защитных зон

Раздел 4 СанПиН СЗЗ классифицирует предприятия и промышленные объекты по видам деятельности, которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, географии и классности предприятия. 

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий.

Таблица примерных размеров санзоны в зависимости от класса опасности

Класс опасности предприятия Степень опасности воздействия на человека Размер СЗЗ
I класс Чрезвычайно опасные от 1000 метров
II класс Высоко опасные от 500 метров
III класс Умеренно опасные от 300 метров
IV класс Мало опасные от 100 метров
V класс Практически не опасные от 50 метров

Внимание! Изменился закон! Нужно отметить, что указанный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действовал до начала 2022 года, после чего был отменён в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. Санитарная классификация производств заменена в составе нового нормативного акта — Постановления Главного санитарного врача РФ от 28 февраля 2022 года N 7.

Кроме того, если раньше необходимость разработать проект СЗЗ диктовалась требованиями СанПиН, то с марта 2018 г. ситуация изменилась. Вышло Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», результатом чего стало прекращение действия предыдущих требований.

Скачать Постановление №222

Данный документ обладает приоритетом перед указанными санитарными правилами и нормами, при этом СанПиН действует только в части, не противоречащей положениям постановления № 222. Соответственно, ситуация с разработкой и установлением СЗЗ сильно изменилась.

Документы и исходные данные для разработки проекта СЗЗ

Для разработки проекта СЗЗ необходимо предоставление следующей информации:
  • реквизиты предприятия;
  • документы о праве собственности на земельный участок, здания и сооружения или иные законные основания (например, аренда);
  • краткая характеристика объекта;
  • информация о режиме работы, структуре предприятия;
  • данные о производительной мощности;
  • список арендаторов;
  • сведения о виде деятельности, описание специфики производства, в том числе процесс образования отходов, их воздействие на окружающую среду.
Указывается также перечень видов сырья, имеющиеся расчетные данные выбросов, результаты мониторинга.

Этапы работы и трудности практической разработки СЗЗ предприятий

Приводим нашу декабрьскую (2017) статью из журнала «Экология производства»:


Санитарно-защитная зона — ключевое понятие для вредных производств. Санитарно-защитные зоны — территории ограниченного использования, которые располагаются вдоль границ промышленных производств. Санитарные зона создается с целью обезопасить среду пребывания человека от вредоносных отходов, шумов и выбросов в воздух. Наличие СЗЗ выгодно для вредного предприятия, т.к. позволяет вести производственную деятельность/ эксплуатацию опасных объектов в штатном режиме, без излишних расходов на шумоподавители, воздухоочистители и т.д.

Раздел СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 про санитарно-защитные зоны

СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет размеры санитарной зоны по количеству вреда, наносимого окружающей среде. А также служит руководством для разработки СЗЗ при проектировании указанной зоны.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Кому требуется проект СЗЗ в 2023 году

Согласно Постановлению № 222, разработка и установка санитарно-защитной зоны осуществляется в отношении действующих, проектируемых, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Узнать стоимость проекта СЗЗ

При этом ранее СанПиН в п.1.2 устанавливал, что «источником воздействия» предприятие является, когда на его границах идет превышение 0,1ПДК/ОБУВ загрязняющих веществ или ПДУ физических факторов.

Сейчас СЗЗ нужно устанавливать в тех случаях, когда на границе объекта присутствует превышение 1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ.

Объекты, которым требуется проект СЗЗ:

Примеры предприятий промышленности по классам опасности

Класс опасности предприятия Некоторые виды производственной деятельности
I класс ЛПХ, производство сероуглерода, свиноводческие комплексы
II класс Автопром, соляная кислота, содержание КРС от 1200 коров
III ,класс Деревообработка, добыча торфа
IV класс Типографии с применением свинца, лакированная мебель, мыловарение, тепличные хозяйства
V класс Добыча карбоната, производство спичек, сборка мебели без лако-краски, хранение овощей, зерна

Проект изменения размеров СЗЗ

Проект СЗЗ нужен для проектирования и разметки границ санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

Получить консультацию по СЗЗ   Отчет по программе мониторинга СЗЗ

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

  1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов (например города).
  2. Служит аргументом инспектирующим службам при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
  3. Избавление от штрафов и приостановки деятельности предприятия при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

Если в границы проектируемой санитарной зоны входят объекты, нормируемые с повышенным требованием гигиенических нормативов (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуется проект обоснования сокращения СЗЗ. Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки уменьшение санитарно-защитной зоны является единственным выходом.

Изменить размер СЗЗ возможно, если принимаются подобные меры:

  • снижение объемов вредных выбросов;
  • совершенствование технологической цепочки предприятия;
  • создание очистных сооружений на территории предприятия.

Следующие объекты запрещены к размещению в установленных СЗЗ согласно СанПиН и ПП РФ № 222:

  • жилые застройки;
  • организации для отдыха и оздоровления детей;
  • объекты образовательного назначения;
  • объекты медицинского назначения;
  • спортивные сооружения открытого типа;
  • зоны рекреационного назначения;
  • зоны для ведения садоводства.

Если воздействие предприятия приведет к нарушению качества и безопасности средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями, в такой зоне нельзя размещать:

  • объекты для производства и хранения лекарственных средств;
  • оптовые склады продовольственного сырья и пищевой продукции;
  • объекты пищевых отраслей промышленности;
  • комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды.
В этом случае недопустимо использовать территорию и для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции для её дальнейшего применения в виде пищевой продукции.

При этом, если будет обоснованно доказано, что эксплуатация предприятия не приведет к ухудшению этих показателей, то эксплуатация и установление санитарно-защитной зоны в данных границах все-таки возможно.

Разработка проекта обоснования санитарно-защитной зоны

Проект обоснования санитарно-защитной зоны необходим предприятиям I-III класса опасности согласно классификации. Сведения об установлении СЗЗ вносятся в Единый государственный реестр.

Таким образом, проект СЗЗ нужен:

  • Строящимся предприятиям или планируемым реконструкцию, модернизацию производства, увеличение объемов выпускаемой продукции;
  • Объектам и производствам, которые являются источниками нанесения негативного воздействия окружающей среде, природным ресурсам, населению. К ним относятся предприятия, осуществляющие деятельность по добыче и транспортировке нефти и газа, хранению химического оружия и опасных производственных веществ, использованию оборудования, которое работает под избыточным давлением.

В число объектов I-III класса опасности также входят предприятия, работающие с расплавами черных и цветных металлов, связанные с переработкой растительного сырья.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 222 разработка проекта санитарно-защитной зоны – это обязательное условие для вышеперечисленных предприятий. Проект СЗЗ требуется всем предприятиям, имеющим источники выбросов.

Санитарная классификация предприятий и объектов

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя III класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

Этапы разработки Проекта СЗЗ 2023

разработка проекта сзз1. Сбор сведений о выбросах вредных веществ и физических факторах воздействия

К источникам физического воздействия относят: шум, вибрацию, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д. Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Приказу Минприроды России от 19.11.2021 N 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для предприятия ранее с целью нормирования, если с момента ее проведения не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

Заказать проект СЗЗ

2. Расчет физического воздействия

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает исходные данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках, расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия. Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно Методам расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной санзоны.

3. Установление размера СЗЗ

Размер СЗЗ определяют исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДК и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере санзоны не превышают нормативных размеров. Кроме того, размер СЗЗ можно и увеличить относительно ориентировочного при необходимости.

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

Помимо этого, проектная документация СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ.

Согласно постановлению № 222 и новому постановлению № 3 контроль на границе СЗЗ должен проводиться в соответствии с порядком организации контроля, утвержденным Роспотребнадзором. Однако до сих пор такого нормативного документа, определяющего этот порядок, не существует. В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, границы СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены графические карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

4. Изменения в законодательстве касаемо границ СЗЗ

С недавнего времени, а именно с момента издания постановления № 222, в процесс разработки СЗЗ внесено новшество. Теперь границы Санитарно-защитной зоны устанавливаются Решением Роспотребнадзора, после чего наносятся на публичную кадастровую карту района. При этом границы должны быть представлены в проекте в системе координат ЕГРН. Это добавило работы разработчикам проекта Санитарно-защитной зоны. Теперь необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку. В документе содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек. С помощью них можно привязать карту предприятия к системе координат ЕГРН. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку санзоны жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. До сих пор такая практика была повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

5. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ и получение СЭЗ

Когда проект СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе. Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам. В основном внимание уделяется проверке непревышения ПДК и ПДУ на границах СЗЗ и нормируемой территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. После этого документация передается на предоставление в Роспотребнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения. Данная госуслуга оказывается бесплатно.

6. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения размеров СЗЗ строящихся, действующих, реконструируемых, ликвидируемых объектов

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект), если устанавливается СЗЗ для действующих предприятий, необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта аттестованной аккредитованной лабораторией на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении санзоны. Ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для 1-2/3-5 классов предприятий. 30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры в границах населенного пункта не могут быть выдержаны. Это объясняется тем, что предприятия окружены различными объектами, в том числе жилыми домами.

Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время. Провести измерения на границе СЗЗ для проектируемого объекта нет возможности. ПП РФ № 222 говорит о необходимости проведения измерений на границе установленной СЗЗ для построенного или реконструированного объекта в течение года для подтверждения того, что на ее границе нет превышений.

То же самое касается ликвидированного промышленного объекта для того, чтобы действие санзоны отменить и удалить ее с кадастровой карты, а также ситуации, когда нужно сократить СЗЗ по разным причинам. Если это строящийся или реконструируемый объект, то при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении СЗЗ. При этом согласно Градостроительному кодексу, разрешение на строительство можно получить, только имея на руках копию решения об установлении СЗЗ. На это требование была наложена отсрочка до 1 января 2022 года, срок уже истек.

7. Получение Решения на установление СЗЗ 2023

После всех этих этапов Роспотребнадзор (или иное уполномоченное ведомство) выдает Решение об установлении санитарно-защитной зоны. Главный санитарный врач утверждает объекты 1 класса по классификатору СанПиН, а объекты 2 класса получают такое решение в своем региональном управлении. Для получения решения нужно предоставить проект СЗЗ и экспертное заключение на него.

Согласно Постановлению № 222, в проект СЗЗ теперь включается:
  • сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
  • сведения о границах санитарно-защитной зоны ;
  • обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
  • перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зон ;
  • обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

В Постановлении № 222 не сказано, что для получения Решения нужно прикладывать копию СЭЗ. Но это не освобождает от необходимости его получения, т.к. требования Федерального закона № 52-ФЗ остаются в силе.

8. Внесение сведений о границах СЗЗ на кадастровую карту

Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах в муниципальные органы власти.

В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах Санитарно-защитной зоны, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре на низкое качество окружающей среды, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

В итоге на практике предприятиям приходилось выбирать:

  1. Расселить за свой счет недовольных жильцов за пределы своей СЗЗ;
  2. Уменьшить интенсивность воздействия за счет природоохранных мероприятий и сократить размер СЗЗ до вновь построенных объектов;
  3. Просто перенести свое производство на другое место.

Все варианты экономически невыгодны. При том, что на самом предприятии никакой вины нет. Так же как и на чиновниках муниципалитета, которые просто не имели сведений о наличии на данном земельном участке СЗЗ. Именно для этого было выпущено Постановление № 222, согласно которому после получения решения об установлении СЗЗ сведения о нем передаются в Росреестр для последующего отражения этих сведений на кадастровой карте. Более того, СЗЗ не считается установленной, пока эти данные не будут отражены в Едином государственном реестре недвижимости.

9. Режим территории СЗЗ, контроль на границах СЗЗ

В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ, а в ПП РФ № 222, п. 5 перечислено то, что запрещено размещать в границах СЗЗ. Помимо этого, согласно постановлению № 3, в пределах земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

Санитарно-защитная зона — это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон. Ранее требовалось, чтобы предприятие провело зонирование и организацию территории СЗЗ. При этом применялось ее озеленение и прочие методы организации. Сейчас того требования уже нет.

Территория СЗЗ — это не территория предприятия, оно не имеет права там что-то строить и вести хозяйственную деятельность. Это просто территория ЗОУИТ — зоны с особыми условиями использования. При этом на ней могут быть другие объекты (например зона газопровода) и собственники. Это не должно противоречить требованиям СанПиН и ПП РФ № 222. Предприятия обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов (ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ) обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе, где зоны устанавливаются.

При исследованиях учитываются характеристики производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. При осуществлении производственного контроля должны применяться правила отбора проб и методы их исследований и измерений. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории, либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

Пример Проекта СЗЗ

Ознакомьтесь с содержанием проекта СЗЗ на примере уже разработанного и согласованного нами документа.


Доверьте разработку и согласование проектов СЗЗ экспертам ЭкоПромЦентра.

Получите бесплатную консультацию по телефону — +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте и мы подберем лучшее предложение для Вас!

Оставить заявку

Связь с нами

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сертификат