Разработка проекта СЗЗ для объектов различного профиля

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – один из наиболее трудоемких и внушительных по объему экологических проектов. Выражаясь доступным языком, СЗЗ – это барьер между опасным объектом (или же производством) и средой обитания населения. Грамотная разработка проекта СЗЗ и установление санитарно-защитной зоны обеспечивает безопасность для человеческого здоровья и жизнедеятельности. Конечно же этого требует и законодательство РФ.

Специалисты ЭкоПромЦентра на протяжении нескольких лет собирали бесценный опыт, касаемо СЗЗ. В материале, который уже перед вами, мы собрали очень детальную практическую информацию о том, как проводится разработка проекта СЗЗ для объектов различного профиля.

  1. Санитарно-защитная зона определение и нормативные документы
  2. Состав проекта СЗЗ
  3. Практическая презентация СЗЗ
  4. Исходные данные для разработки проекта СЗЗ
  5. Этапы проработки проекта СЗЗ
  6. Установление СЗЗ и сведения о границах
  7. Определение границ расчетной СЗЗ

1. Санитарно-защитная зона определение и нормативные документы

Проект СЗЗ – это документ, который разрабатывается экологами с целью определения ограждающей территории вокруг производства или иного объекта, оказывающего НВОС. Напомним, что НВОС – это негативное воздействие на окружающую среду (подразумеваются выбросы, сбросы, шумы, электромагнитное излучение и т.д.).

На окружающую среду и здоровье людей сильно влияют производственные объекты, уровни загрязнения от которых за пределами промышленной площадки превышают 0,1 предельно допустимой концентрации (ПДК) или же предельно допустимый уровень шума (ПДУ).

На сайте ЭкоПромЦентра есть множество статей на тему СЗЗ. Сейчас мы подробно остановимся на практической части, а с теорией (кому нужен проект СЗЗ? какими бывают штрафы, если проект отсутствует?) можно ознакомиться ниже!

Подробнее о проекте СЗЗ

Существует несколько нормативных документов, которые подробно раскрывают все особенности и правила разработки и установления СЗЗ. Вот список, на который опираются экологи при разработке СЗЗ в первую очередь:

  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
  • СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Новая редакция – введен в действие с 1 марта 2008 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74.

Особое внимание рекомендуем обратить на следующие главы и статьи:

  • Глава XIX, ст. 105 Земельного кодекса, в которой указываются виды зон с особыми условиями использования территорий;
  • Ст. 12 п.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, в которых перечислены санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Наиболее полезные «выжимки» из закона мы добавили в практическую презентацию. С ней вы сможете ознакомиться далее. Мы работали над этим материалом, опираясь на нормативные документы, перечисленные выше. Надеюсь, они помогут и вашей работе.

2. Состав проекта СЗЗ

Данные, которые подробно указываются в проекте санитарно-защитной зоны:

  • Размеры санитарно-защитной зоны;
  • Граница СЗЗ с названиями административно-территориальных единиц, с их графическим описанием, с перечнем координат характерных точек этих единиц в системе координат (и также в электронном виде);
  • Обоснование размеров и границ СЗЗ по закону обеспечения сан-эпид благополучия населения (учитывая расчеты рассеивания выбросов, физического воздействия на воздух и оценки риска для здоровья населения);
  • Перечисление ограничений на использование земельных участков, расположенных в границах СЗЗ в соответствии с СанПиНом;
  • Обоснование возможности использования земельных участков.

Заказать проект СЗЗ

3. Практическая презентация СЗЗ

4. Исходные данные для разработки проекта СЗЗ

Перечень данных, которые в первую очередь потребуются для разработки проекта санитарно-защитной зоны:

  • Графические материалы;
  • Природоохранная документация – разделы «охрана окружающей среды», тома ПДВ, проекты вентиляции;
  • Разрешительная документация – санитарно-эпидемиологические заключения, акты обследований;
  • Данные лабораторных измерений.

В конечном итоге, полностью разработанный проект СЗЗ должен соответствовать всему объему исходной информации.

Исходные данные для определения выбросов в атмосферный воздух

Важная информация для определения выбросов для проекта СЗЗ содержится в проекте предельно допустимых выбросов (ПДВ). Напомним, что проект ПДВ действует на протяжении 7 лет.

Проект СЗЗ не имеет установленного срока, но так или иначе в него можно вносить корректировки. К примеру, если меняется технология, либо увеличивается объем выбросов в атмосферный воздух.

Что делать, если истек срок проекта ПДВ?

Имеет смысл дождаться нового проекта ПДВ (если есть основания полагать, что выбросы предприятия увеличатся). Либо же наоборот – в новом проекте ПДВ обратить внимание на то, чтобы не превышать выбросы, указанные в проекте СЗЗ.

Исходные данные для определения шума

Исходными данными для определения уровней шума от источников, расположенных на территории предприятия для проекта СЗЗ могут являться данные акустических замеров, выполненных у источников шума.

В случае отсутствия паспортных данных на технологическое/вентиляционное оборудование целесообразно привлекать аккредитованную лабораторию. Специалисты лаборатории смогут изменить реальные уровни шума на источниках.

За исходные данные для еще несуществующего объекта (либо реконструируемого – при наличии ПМООС в составе проектной документации на реконструкцию), можно и нужно рассматривать раздел ПМООС, чтобы они между собой коррелировали.

Поскольку решения об определении размеров СЗЗ компетентны принимать только органы Роспотребнадзора, формально проект расчетной СЗЗ должен быть разработан и согласован до передачи проектных материалов в экспертизу.

На практике, очень часто проекты СЗЗ рассматриваются в учреждениях Роспотребнадзора параллельно с рассмотрением основного проекта в экспертизе.

5. Сроки проведения

Наглядно: в такой последовательности ведется работа над проектом санитарно-защитной зоны.

разработка проекта СЗЗ
Проект расчетной СЗЗ (+ xml файл
Получение экспертного заключения
Получение санитарно-эпидемиологического заключения
решение об установлении СЗЗ
Как итог – получение готового решения об установлении санитарно-защитной зоны

6. Установление СЗЗ и сведения о границах

Теперь, когда мы перечислили этапы проработки и состав проекта санитарно-защитной зоны, давайте раскроем процесс установления СЗЗ поэтапно.

1. Разработка проекта СЗЗ объекта

  • Сжатая характеристика объекта и района его размещения;
  • Оценка воздействия объекта на атмосферный воздух;
  • Воздействие физических факторов;
  • Риск для здоровья населения (для объектов 1-2 класса опасности, по итогам проведения оценки составляется отчет);
  • Обоснование границ СЗЗ по совокупности показателей, при необходимости разработка природоохранных мероприятий;
  • Предложения по организации санитарно – гигиенического контроля на границе СЗЗ (программа мониторинга);
  • Сведения о границах СЗЗ (как отчетный документ – подготавливается Xml файл с местоположением границ санитарно-защитной зоны).

По завершению разработки санитарно-защитной зоны объекта проводится мониторинг на границе расчетной СЗЗ. Сюда также входит выполнение регулярных лабораторных исследований и измерений, благодаря которым можно подтвердить достаточность размеров расчетной СЗЗ.

В случае получения превышений ПДК/ПДУ по данным натурных измерений проводится разработка и реализация дополнительных мероприятий/корректировка плана натурных исследований.

2. Согласование проекта СЗЗ

На этапе согласования проводится сан-эпид экспертиза проекта санитарно-защитной зоны с обоснованием размера расчетной СЗЗ. Для этого привлекаются специальные организации, уполномоченные Роспотребнадзором. Как итог – получение экспертного заключения.

После вышеперечисленных процедур проект рассматривается в Управлении Роспотребнадзора.

3. Получение решения об установлении СЗЗ

Как только объект получает решение об установлении санитарно-защитной зоны, данные вносятся в росреестр.

4. Работы по организации СЗЗ

Этот пункт может включать в себя приведение разрешенного использования земельного участка и его объектов в соответствие с законом. Приведем пример: в кадастровом паспорте на земельный участок прописано, что он для размещения автозаправки. Но вместо нее на участке расположена мойка автомобилей. В проекте СЗЗ это прописано.

В таком случае сведения необходимо подать в Государственный реестр недвижимости и менять назначение участка. Допускается в течение двух лет с момента установления СЗЗ.

Далее выполняется план мероприятий, предусмотренных проектом СЗЗ. По итогу выполнения мероприятий составляется отчет.

Форматы постановлений об установлении СЗЗ и иных документов вы найдете в презентации ЭкоПромЦентра.

7. Определение границ расчетной СЗЗ

Расчетная санитарно-защитная зона может быть определена графически как зона достижения норматива 1 ПДК для всех загрязняющих веществ и групп суммации (с учетом фона) и норматива 1 ПДУ по всем октавным частотам, а также по эквивалентным и максимальным уровням шума.

Для объектов 1-2 класса опасности – добавляется еще и линия достижения приемлемых уровней риска для здоровья населения.

Всего в проектах санитарно-защитных зон встречается три подхода к построению расчетной СЗЗ:

1 подход: Обоснование достаточности ориентировочного размера СЗЗ;
2 подход: Обоснование достаточности заранее выбранной с учетом особенностей градостроительной ситуации «предлагаемой» СЗЗ;
3 подход: Построение «расчетной СЗЗ», определяемой на основании графического анализа результатов предварительных расчетов.

Минус «ориентировочной» и «предлагаемой» СЗЗ – в их пределах могут оставаться значительные территории, на которых не размещаются объекты, вывод которых предусматривался бы санитарным законодательством. Однако в случае размещения в пределах этих территорий новых объектов, границы подобных СЗЗ каждый раз необходимо пересматривать. В условиях возможного введения платы за СЗЗ, предприятие не заинтересовано в сохранении в границах СЗЗ «лишних» территорий.

К минусам «расчетной» СЗЗ можно отнести отсутствие какого-либо запаса при определении границ СЗЗ строго по зоне достижения гигиенических нормативов, что может вызвать проблемы при выполнении мониторинга на границе расчетной СЗЗ.

Кроме того, конфигурация «расчетной» СЗЗ может быть такова, что на ее границе будет невозможно выбрать контрольные точки для выполнения натурных исследований, в которых должны соблюдаться гигиенические нормативы для жилой застройки.

Важно!

Заключения об установлении размеров СЗЗ не имеют четко определенного срока действия. Они могут не пересматриваться при отсутствии существенных изменений в технологическом процессе или мощности производства. Поэтому уже на этапе разработки проекта расчетной СЗЗ ее конфигурация должна определяться совместно Исполнителем и заказчиком, с учетом результатов моделирования, а также близких и отдаленных перспектив развития объекта.

Вам нужна разработка проекта СЗЗ? Команда специалистов ЭкоПромЦентра готова рассмотреть вашу ситуацию и проконсультировать вас.

Проконсультироваться