Появились новые источники выбросов – что делать предприятию?

Многие из воздухоохранных проектов и документов на предприятиях не имеют срока действия. Например, отчет по инвентаризации источников выбросов и проект санитарно-защитной зоны (при условиях неизменности производственного процесса). Однако технологический прогресс не стоит не месте, меняется оборудование, проводится модернизация и расширение производства. По этим причинам на территории промплощадки могут появиться новые источники выбросов загрязняющих веществ, и экологу приходится задумываться, как быть с природоохранной документацией.

  1. Какими бывают источники выбросов
  2. Появление новых источников выбросов
  3. Корректировка данных инвентаризации выбросов
  4. Внесение изменений в природоохранную разрешительную документацию
  5. Внесение изменений в проект СЗЗ

Какими бывают источники выбросов

Грамотный эколог может сам понять, что на вверенном ему объекте появился новый источник выбросов. Согласно определению из закона, источник выброса – это сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества. Различают стационарные и передвижные источники. Стационарные характеризуются тем, что их местоположение можно определить с помощью системы координат ЕГРН. Кроме того, стационарные источники могут перемещаться с помощью передвижных источников.

Появление новых источников выбросов

Если на предприятии появилось новое оборудование, дополнительная дымовая труба, обновился автопарк, то необходимо в первую очередь решить, нужно ли проводить новую инвентаризацию источников выбросов (либо корректировать уже имеющуюся) или оставить все без изменений.

На сегодняшний день порядок проведения инвентаризации определен Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, который недавно пришел на смену Приказу Минприроды № 352. Основное отличие старого и нового порядков – в новом порядке учтены нововведения законодательства по учету в рамках инвентаризации выбросов передвижных источников, к которым чаще всего относятся автотранспорт и спецтехника.

Корректировка данных инвентаризации выбросов

Обратимся к приказу № 871, раздел VI Корректировка данных инвентаризации выбросов. Согласно ему, инвентаризацию нужно переработать, если изменились:

  • Технологические процессы и объемы производства;
  • Режимы работы оборудования и ГОУ;
  • Заменены сырье, материалы, топливо;
  • ГОУ модернизированы или реконструированы.

Помимо этого, корректировка нужна, если в ходе ПЭК обнаружены неучтенные загрязняющие вещества или новые источники выбросов. Наконец, инвентаризацию нужно менять, если изменилось законодательство в области охраны атмосферного воздуха, связанное с инвентаризацией выбросов.

Есть обязательные критерии, по которым корректировка инвентаризации необходима:

  • Изменение фактических показателей максимально разовых выбросов конкретного источника по конкретному веществу более чем на 25% по сравнению с показателями в отчете по инвентаризации и с установленными ПДВ;
  • Изменение фактических показателей валовых выбросов более чем на 10%.

При этом можно провести новую инвентаризацию, либо же откорректировать действующую. Этот вопрос решает само предприятие, но на принятие решения и проведение корректировки у него есть 1 календарный год.

Если принято решение менять инвентаризацию, то нужно сначала определить количество нового или замененного оборудования, изучить изменения в технологии и т.д. Нужно это для того, чтобы определиться – сколько появилось новых источников выброса. Затем надо понять, стационарные это источники или передвижные, организованные или неорганизованные, а также выбрать способ расчета параметров выброса. Это может быть как расчетный метод, так и инструментальные измерения. Помимо этого, нужно определить физические параметры источника (высота источника, объем и скорость выброса и т.д.). После чего уже определить нестационарность работы источников.

После того как инвентаризация будет откорректирована, нужно провести актуализацию постановки на учет объекта негативного воздействия в соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды».

Внесение изменений в природоохранную разрешительную документацию

Одновременно с актуализацией необходимо начать разработку нового проекта ПДВ, если он необходим для данного объекта ОНВ по закону. Например, проект ПДВ может быть необходим для объектов I категории до получения ими КЭР.

Если проекта ПДВ нет, то при появлении новых источников выбросов нужно внести изменения в соответствующую природоохранную разрешительную документацию для:

  • I категории – комплексное экологическое разрешение;
  • II категории – декларация о воздействии на окружающую среду;
  • III категории – расчет НДВ;
  • IV категории – только корректировка инвентаризации источников выбросов и актуализация постановки на учет объекта.

Кроме того, не следует забывать, что на основе данных инвентаризации составляется программа производственного экологического контроля. Программа ПЭК разрабатывается в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 лицами, эксплуатирующими объекты ОНВ с первой по третью категорию. В данном приказе говорится, что программу ПЭК необходимо скорректировать в случаях:

  • Изменения технологических процессов;
  • Замены оборудования и сырья, приводящих к изменениям негативного воздействия на окружающую среду, а также к изменению объемов выбросов ЗВ более чем на 10%.

Скорректировать ПЭК нужно в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений. Вывод: при корректировке инвентаризации вероятнее всего нужно переработать и программу ПЭК, ведь критерии корректировки похожи.

Внесение изменений в проект СЗЗ

Помимо экологических документов, есть еще и санитарная документация, основанная на инвентаризации источников выбросов. Это, конечно, проект санитарно-защитной зоны. Сейчас проект СЗЗ разрабатывается на основании требований Постановления Правительства № 222. В пункте 9 этого Постановления говорится, что в случае:

– технического перевооружения объекта;
– изменения технологий производства продукции;
– изменения вида разрешенного использования или назначения объекта;
– прекращения эксплуатации или ликвидации объекта;

… правообладатель обязан в срок не более одного года с момента ввода новых источников провести исследования (измерения) воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и при выявлении превышения ПДК/ПДУ, либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека, представить в Роспотребнадзор заявление об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ.

новые источники выбросов

Разберем этапы внесения изменений в проект СЗЗ при появлении новых источников выбросов:

1. Проведение замеров в контрольных точках на границах СЗЗ в течении года (натурные исследования). Это нужно сделать для того, чтобы подтвердить, что данная граница является достаточной с учетом добавления новых источников. В случае превышения санитарно-гигиенических нормативов необходимо скорректировать границы установленной СЗЗ путем подачи заявления в Роспотребнадзор.
2. Разработка дополнения к проекту СЗЗ (с указанием источников, выбросов и их количества, результатов рассеивания и расчетов шума).
3. Прохождение экспертизы ФБУЗ;
4. Получение санэпид заключение в Роспотребнадзоре.


Получите бесплатную консультацию по выбросам у специалистов компании ЭкоПромЦентр. Обратитесь за бесплатной консультацией по телефону — +7 (812) 425-61-45, или в один клик.

Проконсультироваться