ОВОС: Оценка воздействия на окружающую среду

Материалы по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС) можно по праву назвать одним из самых непростых документов для экологов. Начнем с основ и перейдем к практике. Но обо всем по порядку.

  1. Что такое ОВОС?
  2. Цель проведения ОВОС
  3. Как проводится оценка воздействия на окружающую среду?

Что такое ОВОС?

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это процесс, в результате которого принимается экологически ориентированное управленческое решение о реализации намечаемой хозяйственной или иной деятельности посредством:

  • Оценки существующего состояния компонентов окружающей среды в районе реализации намечаемой деятельности;
  • Анализа, оценки и учета проектных решений для выявления возможных неблагоприятных воздействий на природную среду и здоровье населения;
  • Разработки мероприятий по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия объекта реализации на окружающую среду.

ОВОС проводится при разработке всех альтернативных вариантов.

Оценка воздействия на окружающую среду может осуществляется при: разработке материалов по выбору площадки (трассы); разработке технико-экономического обоснования инвестиций; проектов строительства объектов и комплексов.

В процессе ОВОС проводится информирование общественности о намечаемой деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду с целью выявления и учета общественных предпочтений.

Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, при необходимости передается в составе обосновывающей документации на Государственную экологическую экспертизу в соответствии с ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе».

Цель проведения ОВОС. Основание для проведения ОВОС

Оценка воздействия на окружающую среду проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, восстановления нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем, обеспечение сбалансированности намечаемой хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для жизни людей, выработке мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности, и служит основой для принятия решений об осуществлении того или иного проекта.

В результате разработки ОВОС определяется степень экологического риска планируемой хозяйственной деятельности. Установление уровня экологического риска основано на выявлении устойчивости природной среды к воздействиям (по отдельным компонентам и экосистеме в целом) в периоды нормального режима эксплуатации объекта реализации и аварийных ситуаций.

Нормативно-правовая база:

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»;
  • Ст. 49 «Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  • Ст. 23 ФЗ от 10.01.2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями);
  • ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями);
  • Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1796 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы»;
  • «Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов» (утв. 12.02.1992).

Как проводится оценка воздействия на окружающую среду?

Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду определяются в соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372.

I. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Информирование общественности.

В ходе первого этапа выполняются следующие виды работ:

1. Уведомление органов власти о намерении начать работу по оценке воздействия на окружающую среду, предоставление предварительной обосновывающей документации.

2. Подготовка материалов по предварительной оценке воздействия, составление проекта технического задания.

3. Рассылка предварительных материалов оценки воздействия и проекта технического задания в специально уполномоченные органы по охране окружающей среды местного, регионального или федерального уровней (для объектов федеральной экспертизы).

4. Организация процесса общественных обсуждений. Создание рабочей группы по организации и проведению общественных обсуждений.

В результате проведения заседаний рабочих групп (до проведения общественных обсуждений) рассматривается и утверждается:

  • Порядок и мероприятия по проведению общественных обсуждений проекта технического задания,
  • Определение мест размещения и общего доступа проекта технического задания и предварительной оценки воздействия объекта,
  • Определение ответственных за прием, регистрацию и учет замечаний и предложений заинтересованных сторон, определение способа предоставления ответов на замечания и предложения,
  • Утверждение перечня официальных изданий, в которых размещается уведомление-объявление о начале процедуры оценки воздействия на окружающую среду, о проведении общественных обсуждений проекта технического задания,
  • Период приема замечаний и предложений (составляет не менее 30 дней),
  • Период предоставления ответов на замечания и предложения (ориентировочно 14 дней),
  • Дата предоставления утвержденного технического задания, откорректированного по результатам обсуждений.

5. Информирование общественности.
Информирование общественности осуществляется на всех этапах обсуждения материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

6. Организация работы общественных приемных, размещение в них комплекта документов по оценке воздействия.

В комплект документов входит: предварительная оценка материалов по оценке воздействия; проект технического задания; распоряжения (постановления) органов власти; протоколы заседания рабочих групп; журналы для учета общественного мнения.
Общественные приемные работают на всем протяжении процесса оценки воздействия.

7. Общественные обсуждения проекта технического задания. Рассмотрение общественностью предоставленных материалов, прием замечаний и предложений.

По результатам общественных обсуждений заказчику передаются замечания и предложения для подготовки ответов. В этот же период заказчиком принимаются замечания от уполномоченных органов в сфере природопользования.

8. Подведение итогов общественных обсуждений проекта технического задания.

В этот период заказчик вносит корректировки в проект технического задания по результатам замечаний и предложений. После этого рабочая группа проводит заседание. Где рассматривается откорректированный вариант технического задания, подводит итоги заседания, согласовывает итоговую версию технического задания.

Техническое задание, прошедшее общественные обсуждения, согласованное рабочими группами, подписанное заказчиком и исполнителем работ, размещается в средствах массовой информации и в открытых общественных приемных. В приемных также размещаются журналы учета общественного мнения с ответами специалистов, протоколы заседаний рабочих групп.

Содержание ТЗ на разработку ОВОС и обосновывающую документацию:

  • Общее описание намечаемой деятельности;
  • Цели ее реализации;
  • Возможные альтернативы;
  • Описание условий ее реализации;
  • Другая информация, предусмотренная действующими нормативными документами.

II. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на основе технического задания, прошедшего общественные обсуждения.

В ходе второго этапа выполняются следующие виды работ:

1. Исполнителем проводятся исследования по оценке воздействия на окружающую среду, которые включают (п. 3.2.2 Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372):

  • Определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
  • Анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • Выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • Оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • Определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • Оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • Сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально – экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
  • Разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов).

2. В ходе проработок отдельных вопросов могут проводиться встречи с органами власти, печататься материалы в средствах массовой информации. От общественных организаций, жителей принимаются и оформляются в журналах учета в открытых приемных предложения, замечания, комментарии, которые учитываются при разработке предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

III. Проведение общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся) по предварительному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду объекта. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

В ходе третьего этапа выполняются следующие виды работ:

1. Размещение материалов по оценке воздействия на окружающую среду в общественных приемных и ознакомление общественности с материалами в течение не менее 30 дней с даты публикации объявления о доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

2. Проведение общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся).

3. Ознакомление заказчика с предложениями и замечаниями, принятых от общественных организаций и граждан.

4. Доработка материалов по оценке воздействия по замечаниям и предложениям (в течение 30-ти дней после окончания общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся)).

5. Утверждение окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду. Обеспечение доступности окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду для общественности.

Заказать проект ОВОС

Передача материалов по ОВОС на государственную экологическую экспертизу

Утвержденный заказчиком окончательный вариант ОВОС в составе обосновывающей документации предоставляется на государственную экологическую экспертизу.

ГЭЭ осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), ее территориальными органами и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы» установлен порядок проведения государственной экологической экспертизы.

Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты федерального и регионального уровней, определенные в соответствии со ст. 11 и 12 ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями).

После подачи документации на экспертизу проводится ее проверка на комплектность.

Если пакет документов собран полностью и верно оформлен, то заявитель в течение 7-ми рабочих дней со дня регистрации документов получает уведомление и счет на оплату экспертизы. При некомплектности материалов заявитель в течение 30-ти рабочих дней комплектует и предоставляет необходимый пакет документов.

После оплаты экспертизы ее подтверждение отправляется в Росприроднадзор, где издается приказ о начале процедуры экологической экспертизы.

Срок проведения государственной экологической экспертизы

Срок ГЭЭ определяется приказом Росприроднадзора. Он не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Росприроднадзор (экспертная комиссия) составляет календарный план проведения экспертизы. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают соблюдение процедуры проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии.

Заказчик и (или) его представители вправе присутствовать на заседаниях экспертной комиссии, докладывать о характере намечаемой деятельности, а также представлять пояснения и дополнения по объекту экспертизы.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) материалов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

ГЭЭ считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией, приказом Росприроднадзора.

Экоотчетность 2021

Практика экологических компаний:

  • Заявку на ГЭЭ можно подать через личный кабинет природопользователя. В этом случае материалы необходимо правильно разбить и скомпоновать, т.к. к заявлению можно прикрепить только 10 файлов по 20 мб каждый;
  • Чтобы получать ответы на электронную почту, а также стать участником рабочих заседаний экспертной комиссии, необходимо это четко обозначить в заявлении;
  • В настоящий момент при прохождении ГЭЭ в Центральном аппарате РПН личные контакты с экспертами исключаются. Все вопросы по ходу экспертизы решаются через консультанта РПН. Что-то обсудить можно только при участии в рабочих заседаниях экспертной комиссии.

Несмотря на возможные трудности пройти ГЭЭ реально, в этом Вам готовы помочь специалисты ЭкоПромЦентра. Обратитесь к нам за консультацией прямо сейчас!

Проконсультироваться