ОВОС: Оценка воздействия на окружающую среду
Материалы по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду можно по праву назвать одним из самых непростых документов для экологов. Начнем с основ и перейдем к практике. Но обо всем по порядку.
- Что такое ОВОС?
- Цель проведения ОВОС и на основании каких документов
- Как проводится оценка воздействия на окружающую среду?
Что такое ОВОС?
Оценка воздействия на окружающую среду – это процесс, включающий в себя последовательные мероприятия, с помощью которых можно выявить негативно влияющие на окружающую среду факторы.
Процесс состоит из двух основных этапов, на которых необходимо:
- Оценить существующее состояние территории, учесть все компоненты природной среды и спрогнозировать степень неблагоприятного воздействия на окружающую среду, рассмотреть все возможные варианты строительства и проектных решений и выбрать оптимальный;
- Разработать меры по уменьшению и предотвращению воздействий, учитывая общественное мнение.
Цель проведения ОВОС и на основании каких документов
Главная цель проведения оценки воздействия на окружающую среду: предотвращение или смягчение воздействия любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
Нормативно-правовые акты:
- Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372 “Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации”;
- ФЗ от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Госкомэкологии РФ от 17.06.1997 г. №280 “Об утверждении “Регламента проведения государственной экологической экспертизы” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.1997 №1359).
Как проводится оценка воздействия на окружающую среду?
Начинать всегда стоит с технического задания на оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду.
Содержание ТЗ на разработку ОВОС и обосновывающую документацию:
- Общее описание намечаемой деятельности;
- Цели ее реализации;
- Возможные альтернативы;
- Описание условий ее реализации;
- Другая информация, предусмотренная действующими нормативными документами.
Разработке ОВОС предшествуют несколько этапов:
- Техническое задание передается в орган местного самоуправления;
- График проведения общественных обсуждений;
- Информирование общественности о намерениях по строительству/реконструкции объекта;
- Публикация с кратким описанием намечаемой деятельности, форме, сроках и месте доступности ТЗ по ОВОС размещается в печатных изданиях местного, регионального и федерального уровней (для объектов федеральной экспертизы);
- В течение 30 дней инициатор общественных обсуждений принимает и документирует замечания и предложения от общественности;
- Данные замечания и предложения учитываются при составлении окончательного варианта ТЗ по ОВОС и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду;
- Далее можно приступать к разработке проекта ОВОС.
После чего начинается следующий этап общественных обсуждений всей проектной документации, разработанной в соответствии с Постановлением №87, включая предварительный вариант материалов по ОВОС.
Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по ОВОС, о дате и месте проведения общественных обсуждений и других форм общественного участия публикуется в СМИ.
Через 30 дней проводятся общественные слушания с участием общественности либо обсуждение результатов этапа ознакомления общественности с проектной документацией – полученных опросных листов (в случае дистанционной формы общественных обсуждений – опроса). Составляется протокол.
Далее еще в течение 30 дней собираются предложения и замечания от общественности. Местным органом самоуправления выдается документ о результатах общественных обсуждений с перечнем замечаний и предложений или их отсутствия.
На следующем этапе оценки воздействия проектная документация и предварительный вариант материалов ОВОС дорабатывается в соответствие с полученными замечаниями и предложениями.
Документы на ГЭЭ
После всех указанных этапов необходимо подготовить материалы на Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).
ГЭЭ предоставляется Росприроднадзором и его территориальными органами. Чтобы выполнить все условия процедуры опять рекомендуем обратиться к НПА. Здесь стоит ознакомиться с Административным регламентом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ в соответствии с Приказом Минприроды №204.
После подачи документации на экспертизу идет ее проверка на комплектность. Если пакет документов собран полностью и верно оформлен, то заявитель получает договор и счет на оплату экспертизы, при некомплектности дается месяц на ее устранение. Производится оплата, ее подтверждение отправляется в терр. упр. Росприроднадзора, где издается Приказ о начале процедуры экологической экспертизы. Процесс длится 2 месяца с возможностью продления на месяц. Росприроднадзор определяет календарный план экспертизы, назначается экспертная комиссия. заказчик имеет право на участие в экспертной комиссии.
Практика экологических компаний:
- Заявку на ГЭЭ можно подать через личный кабинет природопользователя. В этом случае материалы необходимо правильно разбить и скомпоновать, т.к. к заявлению можно прикрепить только 10 файлов по 20 мб каждый;
- Чтобы получать ответы на электронную почту, а также стать участником рабочих заседаний экспертной комиссии, необходимо это четко обозначить в заявлении;
- В настоящий момент при прохождении ГЭЭ в Центральном аппарате РПН личные контакты с экспертами исключаются. Все вопросы по ходу экспертизы решаются через консультанта РПН. Что-то обсудить можно только при участии в рабочих заседаниях экспертной комиссии.
Несмотря на возможные трудности пройти ГЭЭ реально, в этом Вам готовы помочь специалисты ЭкоПромЦентра. Обратитесь к нам за консультацией прямо сейчас!