Подготовка предприятия к экологической проверке

Соблюдение экологического законодательства – одна из важнейших задач для любого объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Экологическая проверка неизбежна. Тогда как подготовиться к ней таким образом, чтобы пройти легко? Подробно рассказываем в статье перед вами.

  1. Кто проверяет?
  2. Виды экологических проверок
  3. Что будут смотреть в первую очередь?
  4. Проверочные листы
  5. Сроки проведения экологических проверок
  6. Акт экологической проверки – что это такое?

Кто проверяет?

Проверкой соблюдения экологических требований занимаются специальные ведомства – Росприроднадзор и региональные органы исполнительной власти (Министерства, Департаменты, Комитеты и т.д.).

Чтобы определить, кто из них будет проверять ваше предприятие, нужно знать уровень поднадзорности.

Уровень надзора над вашим предприятием (или над одним из объектов НВОС вашего предприятия) можно определить с помощью Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 №N 1096.

В Постановлении № 1096 приведены критерии принадлежности объекта к федеральному уровню надзора. Среди них: категория объекта НВОС, подведомственность, отрасль промышленности, к которой относится объект.

Те объекты, которые соответствуют критериям, относятся к федеральному уровню контроля. Все остальные – к региональному уровню.

Виды экологических проверок

Экологическая проверка предприятий бывает плановой и внеплановой. Внеплановые проверки вызваны обращениями граждан или другими факторами. Плановые проверки имеют периодичность, обусловленную требованиями закона.

Помимо плановых и внеплановых проверок на федеральном уровне надзора возможны контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок (согласованной с прокуратурой).

При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Предприятия (объекты НВОС) делятся на несколько категорий риска:

  • Чрезвычайно высокий риск (плановые проверки 1 раз в год);
  • Высокий риск (плановые проверки 1 раз в 2 года);
  • Значительный риск (1 раз в 3 года);
  • Средний риск (1 раз в 4 года);
  • Умеренный риск (1 раз в 5 лет);
  • Низкий риск.

В Приложении к Постановлению № 1096 приведены критерии отнесения к одной из этих категорий. Отнесением объектов к категориям занимается Росприроднадзор. Свою категорию риска можно найти на сайте проверяющего органа.

Плановая экологическая проверка

Виды плановых проверок как в отношении действующих, так и в отношении строящихся/реконструируемых объектов:

  • Инспекционный визит;
  • Рейдовый осмотр;
  • Документарная проверка;
  • Выездная проверка.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия НЕ проводятся в отношении объектов НВОС IV категории и в отношении объектов низкого риска.

Внеплановая экологическая проверка

В отношении внеплановых проверок не установлены требования к периодичности, не предусмотрены ограничения по допустимому количеству внеплановых проверок. Подробно требования и основания к проведению внеплановых проверок см. статью 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Важно!

О проверках вас обязаны уведомить.

Так, приказ о назначении плановой проверки направляется не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. О внеплановой проверке уведомляют не менее чем за 24 часа до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа. Из этих правил есть исключения – например, не сообщают о проверке, если нанесен вред окружающей среде или возникла чрезвычайная ситуация.

Что будут смотреть в первую очередь?

В вышеупомянутом Постановлении № 1096 приведен список документов и требований, которые проверяются на предприятии в ходе государственного федерального или регионального экологического надзора. В том числе и перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).

Список разрешительной документации, которую будут проверять в первую очередь:

  • Разрешение на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы;
  • Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты;
  • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • Нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы;
  • Разрешение на временные выбросы;
  • Разрешение на временные сбросы;
  • Положительное заключение государственной экологической экспертизы;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС;
  • Согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • Согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • Согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • Решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
  • Утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • Разрешение на трансграничное перемещение отходов;
  • Разрешение на транзит через территорию РФ ядовитых веществ;
    Заключение о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Договор водопользования;
  • Решение о предоставлении водного объекта в пользование;
  • Согласование плана снижения сбросов в ЦСВ;
  • Заключение на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в отношении озоноразрушающих веществ, опасных отходов, ядовитых веществ;
  • Разрешение на прокладку подводных кабелей, на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, на проведение буровых работ во внутренних морских водах и в территориальном море РФ,
  • Прочие работы, исследования, захоронение отходов и грунта, проводимые во внутренних водах и на территории континентального шельфа РФ;
  • Разрешение на вывоз видов дикой флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов;
  • Разрешение на использование объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и/или находящихся на ООПТ федерального значения.

Главная гарантия успешного прохождения экологических проверок – проведение экологического аудита на предприятии. Аудит – это комплексная независимая оценка, благодаря которой можно установить объективную картину соблюдения требований по защите окружающей среды на предприятии.

Специалисты ЭкоПромЦентра прекрасно понимают, что организациям зачастую трудно самостоятельно отслеживать все актуальные изменения в законодательстве. Поэтому мы более 10 лет помогаем объектам НВОС привести свою деятельность и документацию в порядок, и тем самым проходить любые проверки надзорных органов и избегать получения штрафов в будущем.

Заказать экологический аудит

Проверочные листы

Те, кто хоть раз проходил проверку Росприроднадзора, знают, что такое проверочные листы. Форма и содержание проверочных листов утверждены Приказом Росприроднадзора № 447 и Постановлением Правительства № 177. В удобном доступе проверочные листы есть на сайте РПН. Там они поделены по тематикам.

Проверочные листы включают:

  • общие опросники при осуществлении федерального государственного экологического надзора;
  • отдельные опросники для осуществления надзора за геологическим изучением недр, надзора по обращению с отходами, по охране атмосферного воздуха, по использованию и охране водных объектов и т.д.

Важно!

В ходе проверки по определённой тематике проверяющий ограничен списком вопросов из проверочного листа. Выходить за рамки опросников нельзя. Если это произошло, можно обжаловать результаты проверки.

Но стоит помнить, что при осмотре предприятия инспектор все равно будет обращать внимание на возможные нарушения требований природоохранного законодательства. Если таковые будут обнаружены, он обязан отреагировать и составить протокол.

Сроки проведения экологических проверок

Сроки определены Федеральным законом № 294-ФЗ. Срок проведения всех видов проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для малого предприятия срок не должен быть больше 50 часов, а для микропредприятия – 15 часов в год.

При этом экологическая проверка для малого бизнеса может быть приостановлена инспектором для межведомственного информационного взаимодействия на срок до 10 дней, а затем возобновлена, но только один раз. Конечно, руководство Росприроднадзора обладает полномочиями для продления всех указанных сроков в исключительных случаях.

Акт экологической проверки – что это такое?

Мы подошли к заключительному этапу. По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (в соответствии с ФЗ № 294). В акте проверки указываются:

  • Дата, время и место составления акта проверки;
  • Наименование органа надзора/контроля;
  • Дата и номер распоряжения или приказа о проверке;
  • ФИО и должности инспекторов;
  • Наименование (ФИО, должность) проверяемого лица;
  • Дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
  • Сведения об ознакомлении с актом проверки присутствовавшего лица, о наличии их подписей, а также о внесении в журнал учета проверок записи о проверке;
  • Подписи лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются заполненный проверочный лист и протоколы всех отборов проб, анализов, исследований, проведённых в ходе проверки. А также объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и т.д.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении. Или же направляется почтой, либо в электронном виде с ЭЦП.

Если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры. Копия акта проверки направляется в данный орган прокуратуры.

Если после проверки и предоставления копии акта проверяемое лицо не согласно с результатами проверки, то оно имеет право в течение 15 дней с даты получения акта предоставить возражения в отношении акта проверки. Акт проверки – это основа последующего предписания об устранении нарушений, поэтому нужно внимательно отнестись к его содержанию.


Получить помощь в прохождении экологической проверки по телефону – +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте!

Так специалисты ЭкоПромЦентра смогут оказать вам бесплатную консультацию.

Оставить заявку