Экологические нормативы

В современных реалиях невозможно исключить тот факт, что стремительное развитие производства постоянно наносит негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Полностью исключить вредные выбросы, сбросы и образование отходов практически невозможно. Тем не менее, природные ресурсы нужно беречь. Этому способствуют экологические нормативы.

В материале перед вами мы собрали всю ценную для экологов и предприятий информацию о том, как устроена система экологических нормативов, какими они бывают, а также почему соблюдение экологических нормативов настолько важно для каждого объекта.

  1. Что такое экологические нормативы?
  2. Для чего нужны экологические нормативы?
  3. Виды экологических нормативов

1. Что такое экологические нормативы?

Экологические нормативы – установленные законом пределы допустимого негативного воздействия на окружающую среду. Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “Об охране окружающей среды”, экологические нормативы должны соблюдать абсолютно все хозяйствующие субъекты, которые наносят вред природе.

Нормированием в области охраны окружающей среды принято считать и установление нормативов качества окружающей среды, и нормативы допустимого негативного воздействия на нее. Кроме того, сюда же можно отнести нормативы, которые совокупно отслеживают любое негативное воздействие и возможности его не только предотвращать, но и заранее прогнозировать (что важно). Главной целью экологического нормирования можно назвать сохранение экосистем и биологического разнообразия.

Проконсультироваться

2. Для чего нужны экологические нормативы?

В 5 главе ФЗ “Об охране окружающей среды” раскрыты все аспекты экологического нормирования. Так, например, в ст. 22 приводятся рамки-нормативы последствий, которые возможны при контакте природопользователей с окружающей средой. Особенно стоит обратить внимание на границы-нормативы возможных и допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

У каждой природной территории или же акватории имеются свои особенности. Нормативы качества учитывают их, а потому за превышение допустимых выбросов и сбросов предусматривается ответственность перед законом. Это то, чего в первую очередь стоит остерегаться предприятиям, которые нарушают экологические нормативы. В Федеральном законе “Об охране окружающей среды” указываются виды ответственности в экологическом правоотношении. Так, можно сделать вывод о том, что экологические нормативы составляют гражданское, административное и уголовное правоотношение.

Предлагаем вам подробнее остановиться на том, что представляет из себя нормирование. Давайте рассмотрим виды экологических нормативов более детально.

3. Виды экологических нормативов

Этапы разработки нормативов в области охраны окружающей среды:

В первую очередь проводится ряд научно-исследовательских работ для дальнейшего обоснования экологических нормативов;
После чего приводятся основания для разработки или же пересмотра данных нормативов;
Далее утверждается и публикуется перечень нормативов в области охраны окружающей среды;
Разработка экологических нормативов завершается проведением оценки для прогнозирования различного рода последствий их применения.

Виды экологических нормативов согласно ФЗ “Об охране окружающей среды”:

  • Нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
  • Установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
  • Нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
  • Иные нормативы качества окружающей среды. Они устанавливаются по итогу проведения лабораторных испытаний, а также для природных территорий и акваторий на основании наблюдений за состоянием окружающей среды.

Предлагаем вам ознакомиться с текстом Порядка разработки и установления экологических нормативов в Постановлении N 149.

Экологические нормативы допустимого воздействия также подразделяют на несколько видов. Давайте уделим внимание наиболее актуальным из них.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

Данные нормативы определяются для стационарного источника загрязняющих веществ (ЗВ), или же нескольких таких источников. Существует конкретный перечень ЗВ, публикуем его для вашего удобства ниже.

Лимиты на выбросы и сбросы

В ФЗ “Об охране окружающей среды” нет привычных положений о лимитах на выбросы и сбросы. Ранее они устанавливались при условии наличия согласованных планов снижения выбросов и сбросов.

Лимиты сменили временно разрешенные выбросы (ВРВ) и временно разрешенные сбросы (ВРС). Отличается только порядок установления: по отношению к объектам 1, 2 и 3 категорий при том, что возможность соблюдения технологических нормативов, НДВ и НДС отсутствует. Что касается объектов самой опасной, 1 категории, они обладают двумя возможностями:

  • Установить лимиты на выбросы и сбросы в старом порядке до момента получения комплексного экологического разрешения (КЭР);
  • Установить ВРВ, ВРС в рамках получения КЭР, но только в том случае, если имеется уже утвержденная программа повышения экологической эффективности.

Что касается объектов 2 и 3 категорий, ВРВ и ВРС для них устанавливаются соответствующими разрешениями.

Важное условие установления ВРВ и ВРС – разработка и утверждение плана мероприятий по охране окружающей среды. С правилами этой процедуры можно ознакомиться в Приказе Минприроды России от 17.12.2018 № 667. В рамках продолжительности выполнения данного плана для 2 и 3 категории устанавливаются ВРВ и ВРС (на основе объема выбросов и сбросов ЗВ).

Расчет НДВ, НДС – это обязательная процедура для юр. лиц и ИП, которые планируют строить объекты 1 и 2 категорий опасности, либо уже осуществляют свою деятельность на объектах 2 категории. Это приложение к Декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС). Для 3 категории НДВ и НДС (за исключением высокотоксичных веществ 1 и 2 класса опасности) не рассчитываются. Кроме того, НДВ и ндс не нужно рассчитывать объектам 4 категории.

Новые правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод

С 1 июля 2020 года начинают действовать новые Правила контроля состава и свойств сточных вод. Новый порядок взаимоотношений между водоканалами и абонентами вступает в силу вместе с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.

Важным нововведением является утверждение Правил по установлению нормативов состава сточных вод, которые включают расчет эффективности очистки стоков самими предприятиями.

Теперь для всей России будет действовать единый порядок расчета нормативов и исчисления платы. Ранее же регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли штрафы за загрязненность.

Также хотим обратить внимание на понятие предельно допустимых сбросов (ПДС).
Проект предельно допустимого сброса загрязняющих веществ нужен всем предприятиям-водопользователям, которые осуществляют сбросы сточных вод в водные объекты. На сайте ЭкоПромЦентра есть отдельный большой материал, посвященный этой теме.

Разработка ПДС

Технологические нормативы

Технологические нормативы нужны всем объектам 1 категории. Они устанавливаются КЭР, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона об охране окружающей среды. Содержание КЭР установлено пунктом 10 ст. 31.1 ранее упомянутого Закона.

С наступлением 2019 года в силу вступило множество изменений в экологическом законодательстве. Одним из наиболее важных стало обязательное получение комплексного экологического разрешения. Получить КЭР нужно всем объектам 1 категории до 1 января 2025 года.

Кроме того, Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 утвержден Перечень, включающий в себя 300 объектов 1 категории опасности, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации и лица, которые эксплуатируют такого типа объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Денежный штраф за отсутствие КЭР достигает 100 000 рублей.

Разработка КЭР

Если предприятие имеет несколько объектов 1 категории, то КЭР подготавливается для каждого такого объекта. Бывают случаи, когда у предприятия имеется сразу несколько объектов разных категорий (2, 3 или 4). Тогда экологические нормативы и лимиты в состав КЭР не включаются.

Технологические нормативы – это нормативы выбросов и сбросов ЗВ, а также нормативы допустимых воздействий, устанавливаемых на основании показателей, не превышающих НДТ.

Кроме того, объектам 1 категории необходим производственный экологический контроль (ПЭК), для целей которого разрабатывается программа, а также предоставление статистической отчетности по форме 2-ТП. Отчет по ПЭК организации сдают до 25 марта года, следующего за отчетным.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

С 6 июня 2020 года начинает действовать регламент Федеральной службы по надзоры в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к деятельности юр. лиц и ИП на объектах 1 категории.

Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)

Декларация о воздействии на окружающую среду – это основной разрешительный документ для объектов 2 категории. Таким образом, ДВОС предоставляют все юр. лица и ИП, которые владеют объектами 2 категории.

Содержание ДВОС:

  • Информация об объеме или массе выбросов и сбросов ЗВ, образующихся и размещающихся отходах;
  • Данные о происшествиях, которые стали причиной негативного воздействия на окружающую среду за предыдущие 7 лет;
  • Информация о проведении природоохранных мероприятий;
  • Информация о программе ПЭК.

ДВОС устанавливает нормативы выбросов и сбросов ЗВ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Одновременно с Декларацией природопользователи подают расчеты НДВ и НДС. Декларация предоставляется раз в 7 лет.

Нормативы и отчетность в уведомительном порядке для объектов 3 категории

Известно, что к 3 категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие. Отсюда следует логичный вывод – к объектам, которые наносят низкий уровень вреда для окружающей среды, предусматриваются более упрощенные правила нормирования.

НДВ и НДС для 3 категории рассчитываются только для радиоактивных, высокотоксичных, а также обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами веществ 1 и 2 класса опасности. Объектам 3 категории обязательно вносить плату за НВОС (по выбросам, сбросам и размещению отходов). Для исчисления платы владельцы объектов 3 категории подают отчеты о выбросах и сбросах ЗВ (кроме 1 и 2 класса опасности), а также об отходах.

Что касается объектов 4 категории: их деятельность не нормируется. Тем не менее, согласно п. 1 статьи 16.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”, если одновременно эксплуатируется объекты 4 и иных категорий, плата за НВОС исчисляется и вносится по всем этим объектам (включая 4 категорию).

Рекомендуем вам обратить особое внимание вопросам нормирования и обратиться за консультацией к специалистам-экологам. Компания ЭкоПромЦентр регулярно отслеживает все актуальные изменения экологического законодательства. Мы готовы помочь вам в разработке экологической документации. Свяжитесь с нами прямо сейчас!

Заказать услугу