Автоматические системы контроля выбросов и сбросов – что к чему?

  1. Общая информация об автоматических системах контроля выбросов и сбросов
  2. Требования к АСКПВ
  3. Дополнение к Федеральному закону N 7-ФЗ
  4. Перечень источников и веществ, подлежащих контролю с помощью АСКПВ
  5. Правила создания и эксплуатации систем АСКПВ
  6. Программа создания систем автоматического контроля
  7. Особенности проведения отборов проб
  8. Словарь терминов

1. Общая информация об автоматических системах контроля выбросов и сбросов

Согласно последним изменениям в законодательстве выбросы и сбросы веществ от самых опасных объектов негативного воздействия подлежат непрерывному мониторингу (с помощью АСКПВ). Мониторинг сбросов и выбросов – это автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксация и передача информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ законами от 21.07.2014 N 219-ФЗ и от 29.07.2018 N 252-ФЗ, данные измерения осуществляются с помощью систем автоматического контроля.

2. Требования к автоматическим системам контроля выбросов и сбросов

Требования к автоматическим средствам измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ установлены в Федеральном законе № 7-ФЗ, статья 67. Данное нововведение появилось в 2014 году с выходом закона № 219-ФЗ, однако срок вступления в действие требований – 1 января 2019 года. При этом в результате изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ в данную статью, с 1 января 2019 года приведенные пункты статьи будут изменены или дополнены:

 

3. Дополнение к Федеральному закону N 7-ФЗ

Таким образом, Федеральный закон N 7-ФЗ в новой редакции содержит новый пункт 3.1, который вводит требование о наличии в составе программы ПЭК для объектов I категории отдельной программы создания системы автоматического контроля или сведения о наличии такой системы на объекте.

Напомним, что объекты I категории – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий. Категория объекта определяется на основании требований Постановления Правительства № 1029 от 28 сентября 2015 г.

Требования к содержанию программы ПЭК утверждены приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74, однако требования к программе создания системы автоматического контроля в данном приказе отсутствуют, так как он вышел раньше, чем в закон внесли последние изменения.
Подводя итог, чтобы данная система требований заработала на практике, Правительству РФ необходимо принять ряд подзаконных актов:

  • определяющих виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), от эксплуатации которых вещества выбрасывается через стационарные источники на объекте I категории, которые необходимо оборудовать системами автоматического контроля;
  • определяющих правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля;
  • определяющих требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов, сбросов, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях в государственный реестр объектов НВОС.

4. Перечень источников и веществ, подлежащих контролю с помощью АСКПВ

На данный момент Минприроды России подготовило несколько проектов документов в данной сфере.
Проект постановления Правительства РФ «Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учёта объёма или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах», текст которого размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с 2015 года, все еще не принят и уже устарел в связи с более поздними изменениями в федеральных законах, к тому же он затрагивает только выбросы веществ, но не сбросы.

Перечень в данном проекте НПА включает источники выброса ЗВ от оборудования:

  • для производства нефтепродуктов;
  • для производства электрической энергии, газа и пара;
  • для металлургического производства;
  • для производства неметаллической минеральной продукции;
  • для производства органических химических веществ, полимеров, химических синтетических волокон и нитей на основе целлюлозы, синтетического каучука, синтетических красителей и пигментов, поверхностно-активных веществ;
  • для производства неорганических химических веществ и химических продуктов;
  • при осуществлении деятельности по обезвреживанию отходов;
  • для производства целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона.

5. Правила создания и эксплуатации систем АСКПВ

В августе 2018 года подготовлен новый проект Постановления Правительства РФ “Об утверждении правил создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ”. Проектом предлагается утвердить Правила, определяющие порядок создания и эксплуатации систем автоматического контроля. В приложении к проекту приводится перечень веществ и значения массовых выбросов, при которых выбросы загрязняющих веществ подлежат автоматическому контролю с помощью АСКПВ. По сбросам такого перечня в проекте НПА нет.

Согласно данному проекту, системы автоматического контроля должны обеспечивать получение достоверной информации о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ при нормальном технологическом режиме работы промышленных установок и передачу данной информации в государственный реестр объектов НВОС. Для выбросов данная информация должна представлять сведения о концентрации веществ, массе и объеме выбросов, усредненных за 20-30 минут, для сбросов – сведения о концентрации веществ или иных показателях, усредненных за 20-30 минут.

Стационарные источники оборудуются системами контроля при выполнении следующих условий:

  • в выбросах загрязняющих веществ от такого источника присутствует, по меньшей мере, одно из загрязняющих веществ, массовый выброс которого превышает значения, указанные в приложении 1 к настоящим правилам;
  • существует техническая возможность осуществления автоматического контроля и наличия средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации данного источника.

Список веществ, наличие которых в выбросах обязывает установить систему контроля на источнике:

Согласно пункту 6 проекта акта, сведения для оценки выбрасываемых веществ нужно брать, в первую очередь, из проектной документации на строительство, реконструкцию технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) объекта I категории и иной технической и эксплуатационной документации. В случае, если такой документации нет или в ней отсутствует информация о выбросах, сведения берутся из результатов инвентаризации источников выбросов с учетом положений информационно-технических справочников по НДТ, национальных стандартов в области наилучших доступных технологий. Выброс в списке веществ приводится в кг/ч, соответственно, необходимо будет пересчитать выбросы, приведенные в документации в других размерных единицах.

Для оценки технической возможности осуществления автоматического контроля и наличия средств и методов измерений необходимо уточнить наличие доступных методик, приборов и оборудования по измерению показателей, а также технологическую возможность их установки и эксплуатации.

Показатели выбросов ЗВ, подлежащие контролю согласно проекту акта:

  • концентрации загрязняющих веществ;
  • объемный расход отходящих газов;
  • температура и давление отходящих газов;
  • содержание кислорода в отходящих газах и влажность отходящих газов при необходимости.

Средства контроля устанавливают на источнике либо на газоходе от источника; при наличии одного источника выброса от нескольких источников выделения (единиц оборудования) можно оснастить каждый газоход системой контроля либо установить одну систему на источнике выброса. Место измерений в газоходах выбирается в соответствии с требованиями промбезопасности и с учетом национальных стандартов.

Показатели сбросов, подлежащие автоматическому контролю, включают:

  • концентрации загрязняющих веществ в сточных водах;
  • иные показатели (водородный показатель, химическое потребление кислорода и (или) биохимическое потребление кислорода);
  • объемный расход и температуру сбрасываемых сточных вод.

Средства контроля (АСКПВ) устанавливают прямо на стационарный источник сброса сточных вод в поверхностный водный объект или на конечном пункте контроля перед поступлением в глубоководный выпуск, в случае глубоководных выпусков. Если источников сброса несколько – оснащаются источники, вклад которых в валовый объем стока составляет больше 15%. При этом по согласованию с Росприроднадзором можно установить систему контроля прямо на канализационном коллекторе, так чтобы после коллектора не было подключений сточных вод, при этом на самом источнике сброса контроль ведется инструментально. Отдельно оговорено обеспечение средствами контроля объектов ЦСВ поселений, городских округов, отнесенных к I категории. Для них перечень веществ, обязательных к контролю, берется из ИТС 10-2015 “Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов”.

6. Программа создания системы автоматического контроля

Программа создания системы автоматического контроля разрабатывается с учетом справочников НДТ и ИТС 22.1-2016 “Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологическое обеспечение” и входит в общую программу ПЭК по объекту.

Этапы создания системы контроля согласно проекту НПА:

1) обследование объекта;
2) проектирование системы;
3) поставка оборудования;
4) монтаж системы в соответствии с проектной документацией;
5) пусконаладочные работы;
6) опытно-промышленная эксплуатация,
7) приемка и обеспечение качества работы системы путем проверки функционального состояния, наличия эксплуатационной и технической документации и контроля целостности данных, поступающих от системы в госреестр ОНВОС.

Погрешность системы контроля определяется при утверждении типа средств измерений. Система должна иметь свидетельство о поверке. Оборудование, измерительный канал и место установки оборудования для мониторинга должны быть опломбированы. В случае необходимости ремонта определяется порядок распломбирования оборудования, все случаи расплмбирования фиксируются, информация передается в Росприроднадзор.

Системы контроля должны иметь график обслуживания и остановок, экземпляр которого направляется в Росприроднадзор, все действия по системам заносятся в специальный журнал. Суммарное время простоя системы, связанное с ремонтными и профилактическими работами, включая внеплановые остановки, не должно превышать 28 календарных дней в году, обо всех случаях остановки уведомляется Росприроднадзор.

При автоматических измерениях для показателей, определяемых на стационарном источнике выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, должны соблюдаться следующие условия:

  • среднесуточные (среднеарифметические) значения выброса, сброса, полученные усреднением переданных двадцатиминутных или тридцатиминутных значений, не превышают аналогичного показателя, рассчитанного на основании установленного технологического норматива;
  • каждое из двадцатиминутных или тридцатиминутных значений, указанных в пункте “а”, не превышает двукратного размера установленного технологического норматива.

То есть, средние концентрации не должны быть выше технологического норматива, а осредненные за 20 и 30 минут – не должны превышать такие нормативы более чем в 2 раза. Если данные показатели превышаются, органы государственного контроля должны быть уведомлены в течение 5 рабочих дней.

Помимо данных проектов постановлений, подготовлен и размещен проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в КоАП РФ вводится статья 8.48, предусматривающая штрафы за различные нарушения в данной сфере до 200000 руб. для юридических лиц.

Таким образом, подзаконная база нормативных актов для внедрения автоматических систем контроля пока не готова, несмотря на то, что соответствующие изменения в законодательстве вступают в силу с 1 января 2019 г.

Программа создания системы контроля входит в программу ПЭК, которая согласовывается в рамках получения комплексного экологического разрешения. На основании Закона №219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение в установленные сроки:

6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Согласно рассмотренному выше проекту постановления разработать и запустить систему контроля на источниках необходимо не позднее, чем в течение 4 лет после выдачи КЭР. Таким образом, срок реального запуска таких систем может быть отложен до 2026 года для «пилотных» объектов и до 2029 года для остальных.

Однако проектирование систем уже нужно начинать. Согласно рассмотренным выше проектам можно определить основные моменты и принципы проектирования и строительства таких систем.

7. Особенности проведения отборов проб

АСКПВ должна обеспечивать техническую возможность проведения контроля измерений или отборов проб на источнике без отключения этой системы.

Система должна обеспечивать круглосуточный контроль выбросов и сбросов на стационарном источнике посредством прямого инструментального измерения концентрации веществ и иных показателей, а также передачи информации в государственный фонд данных. Для расчета объема или массы выбросов, сбросов на основании результатов прямых измерений должны использоваться программно-технические средства, прошедшие аттестацию (валидацию) в соответствии с законодательством.

Технические требования к системам контроля и средствам передачи информации:

Данные требования должен утвердить уполномоченный орган власти. Порядок создания, ввода в эксплуатацию и эксплуатации систем, организации передачи данных и контроля эксплуатации таких систем, а также состав, форму и порядок передачи информации от систем также должны быть утверждены дополнительно. Пока что при создании систем следует руководствоваться требованиями национальных стандартов РФ, таких как ГОСТ Р ИСО 10396-2012, ГОСТ Р ИСО 12039-2011, ГОСТ Р ИСО, 10849-2006 и других в части технических требований к системам и методам измерений, ГОСТ Р 8.596-2002, РД 52.04.59-85 в части метрологии, а также справочниками НДТ. Средства измерения выбросов и сбросов, входящие в комплекс системы, должны быть внесены в государственный реестр СИ РФ и проходить поверку согласно установленным требованиям.

Пока требования по порядку передачи информации не утверждены, очевидным вариантом при проектировании систем сейчас является создание некого алгоритма сбора информации внутри системы, чтобы в дальнейшем осуществить передачу данных в госреестр на основании утвержденных подзаконными актами требований.

Следует помнить, что оснащение источников системами контроля (АСКПВ) – это полноценное строительство либо реконструкция, для осуществления которого придется разработать проектную документацию на строительство в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», при этом проектная документация может подлежать государственной экспертизе в установленных случаях, а также экспертизе промышленной безопасности производственного объекта.

Таким образом, в рамках действующего законодательства имеется возможность для начала создания таких систем, что уже и начато отечественными производителями.

На рынке предлагается много вариантов подобных систем. В общем случае они состоят из нескольких составных частей:

1) рабочее место специалиста, осуществляющего контроль работы системы;

2) управляющий компьютер;

3) анализирующий блок (оборудование измерения);

4) блок пробоотбора и пробоподготовки с калибровочными газами;

5) место отбора проб на газоходе с магистралью транспортировки пробы от места отбора к месту анализа.

На сегодняшний день можно начинать подготовительные и проектировочные работы, чтобы к установленному сроку успеть запустить данные системы контроля и начать своевременную передачу данных.

8. Словарь терминов

Система автоматического контроля (АСКПВ) – комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.

Выбирайте качество!