Паспорт токсичности отхода

  1. Нормативная база
  2. В чем разница между «опасными» и «токсичными» отходами?
  3. Как определить класс опасности отхода?
  4. Деятельность по обращению с отходами
  5. Определение класса токсичности по СП
  6. Судебная практика
  7. Сроки выполнения работ
  8. Штрафные санкции
  9. Словарь терминов

1. Нормативная база паспорта токсичности отхода

Паспорт токсичности отхода – это понятие не экологическое, а санитарное. Определим, в чем разница паспортов токсичности отходов и паспортов отходов.

Отходы подлежат паспортизации согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности:

3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно классификации отходов, приведённой в Федеральном законе № 89-ФЗ, отходы по степени их воздействия на окружающую среду делятся на 5 классов опасности, из которых 1 класс – наиболее опасный. Паспортизации подлежат только первые 4 класса. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности.

Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» утверждает порядок паспортизации и форму паспорта. Для составления паспорта отхода определяется компонентный состав отхода, а затем составляется паспорт. Паспорт действует бессрочно, внесение изменений в него не допускается.

2. В чем разница между «опасными» и «токсичными» отходами?

Разница между «опасными» отходами и «токсичными» – в подходе к определению цели их воздействия. Для «опасных» отходов – это человек и окружающая среда, а для «токсичных» отходов – воздействие только на человека и его среду обитания.
В федеральном законодательстве заложена обязанность исполнения санитарных нормативных актов:

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:
Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

Кроме того, в СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления указано:

2.3. Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

Степень опасности (токсичность отхода) определяется согласно Санитарным правилам по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июня 2003 года, с 30 июня 2003 г.

Санитарные правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. Так же, как и Федеральный закон № 89-ФЗ, Правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы.

Согласно классификации СП, отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности:

  • 1 класс — чрезвычайно опасные;
  • 2 класс — высоко опасные;
  • 3 класс — умеренно опасные;
  • 4 класс — мало опасные.

3. Как определить класс опасности отхода?

Чтобы определить, к какому классу опасности относится тот или иной отход, необходимо провести определение согласно требованиям СП с помощью аккредитованной в установленном порядке организации.

Ранее санитарные правила содержали пункт 2.3, согласно которому специалисты, осуществляющие определение класса опасности отходов должны пройти обучение в специализированном центре (ГУ НИИ ЭЧ и ГОС им. А. Н. Сысина РАМН или другие аккредитованные гигиенические институты и центры госсанэпиднадзора) и получить свидетельство (сертификат) установленного образца на право проведения работ по определению класса опасности отходов в соответствии с настоящими правилами.

Сейчас данный пункт исключен, однако на местах Роспотребнадзор при проверке наличия материалов определения класса токсичности отходов все еще иногда требует, чтобы был приложен сертификат аккредитации.

Класс опасности определяется расчетным или экспериментальным методом, либо и тем и другим. Расчет возможен, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. Если данных нет либо по расчетам получается класс опасности, не подходящий по каким-либо условиям, – используется экспериментальный метод.

Самый спорный пункт санитарных правил – пункт 2.9:
Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности.

То есть, лица, образующие отходы и передающие их третьим лицам, обязаны проводить определение класса опасности каждый раз, когда сдают партию отходов. При этом согласно п. 1.4 требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и ИП, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.

4. Деятельность по обращению с отходами

Обращение с отходами включает в себя деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Все перечисленные виды, кроме накопления отходов, являются специфическими. Для осуществления данных видов обращения с отходами необходимо получение лицензии на согласно ФЗ-89 и ФЗ-99. В ходе получения лицензии одним из этапов как раз является получение в Роспотребнадзоре санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии заявленных видов деятельности/работ/услуг государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

В ходе экспертизы материалов обоснования такой деятельности Роспотребнадзором всегда запрашивается расчет класса токсичности отхода (то, что в обиходе называется «паспорт токсичности»). Однако накоплением отходов сроком не более 11 месяцев занимаются абсолютно все природопользователи, которые отходы образуют и которые не обязаны эту деятельность лицензировать. Таким образом, обычные офисы, учреждения, небольшие предприятия, которые передают свои отходы третьим лицам и не претендуют на лицензию, тоже обязаны для каждой транспортной партии проводить определение класса токсичности.

В предыдущие годы Роспотребнадзор не особенно упорствовал в плане поголовного соблюдения пункта 2.9 Правил, однако сейчас появляется информация о предписаниях обычным природопользователям о необходимости устранить нарушение закона в данном вопросе, не говоря уже о тех предприятиях, которые получили лицензию, однажды проведя расчет класса токсичности своих отходов и забыв об этом. Определение токсичности каждой транспортной партии – дело финансово затратное. Кроме того, занимается этим непосредственно Роспотребнадзор и подведомственные ему центры гигиены и эпидемиологии. Их услуги не дешевы, а работа выполняется не за один день, поэтому неизбежны временные простои в вывозе отходов.

Обратите внимание, что в пункте 2.9 оговорено, что определять класс опасности каждой транспортной партии отходов не нужно в случае складирования отходов на полигонах (накопителях) предприятия, в данном случае отбор проводится раз в 3 года. Но дело в том, что законодательно не закреплено понятие «складирование отходов», это устаревший термин, которому сейчас аналогичен термин «размещение (хранение, захоронение)», и срок размещения начинается сейчас с 11 месяцев, а не с 3 лет. Определение складирования есть только в ГОСТ.

Таким образом, отсутствие единства терминологии в экологическом и санитарном законодательстве становится здесь причиной злоупотреблений и завышенных требований к природопользователям.

5. Определение класса токсичности по СП

Первый шаг – определение компонентного состава отходов, которое осуществляется с отбором проб с учетом физико-химических свойств компонентов на пробных площадках, из накопителей или с мест образования отходов. Если накопитель имеет большую площадь, берется не менее 5 точечных проб, которые соединяются в общую пробу, герметично упаковываются и доставляются в лабораторию. Обязательно оформляется акт отбора проб и сопроводительный талон описания отхода.

Следующий шаг – определение класса опасности. В первую очередь используется расчетный метод на основании величины суммарного индекса опасности К, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход (Ki). Показатель опасности компонента отхода Ki рассчитывается как отношение концентрации компонента отхода Ci (мг/кг) и коэффициента степени опасности компонента Wi. Показатель Wi, в свою очередь, логарифмически зависит от Xi – усредненного параметра опасности компонента отхода.

Чтобы определить Xi, на основе состава отхода проводится поиск токсикологических, санитарно-гигиенических и физико-химических показателей опасности каждого его компонента, таких как ПДК, классы опасности, DL50 и т.д. Полный перечень содержится в Приложении 2 к Правилам, а значения показателей нужно искать в справочниках самостоятельно. Показатели ранжируются по степени приоритетности, в расчетах используется первые 12 из них, включая информационный показатель, зависящий от количества источников информации. Результаты показателей суммируются и делятся на их число – получается Xi.

Если нет возможности осуществить расчетный метод – используется экспериментальный, который базируется на методах гигиенического нормирования и государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Экспериментальная оценка опасности отхода проводится поэтапно по сокращенной или расширенной схемам, включающим оценку воздействия отхода на все компоненты среды: водный, воздушный, почвенный и на живые организмы. Сокращенная схема обязательна во всех экспериментальных исследованиях. Результаты, полученные по сокращенной схеме, позволяют в относительно короткий срок оценить токсичность отхода, выявить лимитирующие пути его воздействия на среду и человека, определить направление дальнейших исследований.

Оценка опасности отхода по расширенной схеме обязательна:

  • при предполагаемом использовании отхода в сельском хозяйстве;
  • при производстве товаров народного потребления;
  • во всех случаях, когда возможно контактное, ингаляционное, пероральное или комплексное действие компонентов отхода на здоровье человека.

Данные по обоснованию класса опасности (токсичности) отхода представляются на утверждение в Роспотребнадзор, включая сведения о производителе отхода, реквизиты и материалы обоснования классов токсичности, с указанием методик определения состава отхода. Данные по определению показателей опасности отхода представляются в форме приложения 1 и (или) 7 к Правилам. При расчетном методе определения класса опасности отхода должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных расчетов, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу. При экспериментальном методе должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных исследований.

6. Судебная практика

Многие предприятия пытались бороться с требованиями по повсеместному исполнению СП в части определения классов опасности для каждой транспортной партии отходов. Была предпринята попытка и ООО «Газпром трансгаз Ухта». В 2009 году обществом было подано заявление в Верховный суд РФ об оспаривании СП 2.1.7.1386-03″. В заявлении указано, что они приняты Главным государственным санитарным врачом РФ с превышением полномочий, не соответствуют статьям 14, 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818, пункту 5.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 401, и неправомерно возлагают на ООО «Газпром трансгаз Ухта» обязанности по установлению классов опасности всех отходов, образующихся у общества, по степени их токсичности.

Однако Верховный суд рассмотрел материалы дела и нашел заявление не подлежащим удовлетворению. Из пункта 1.1 Санитарных правил следует, что они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года N 554. Пунктом 2 статьи 51 Закона № 52-ФЗ в редакции, действовавшей на день принятия СП, Главный государственный санитарный врач РФ был наделен советующими полномочиями.

В силу пункта 1 статьи 2 этого Федерального закона правовое регулирование в области обращения с отходами может осуществляться другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. К ним относятся, в частности, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положение, утвержденное постановлением N 554, во исполнение которых и были приняты Санитарные правила. Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» опасные отходы подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Таким образом, законодателем закреплено, что такие федеральные органы исполнительной власти самостоятельно устанавливают критерии, по которым отходы подразделяются на классы опасности. Санитарные правила, дифференцирующие отходы на четыре класса опасности, введены в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. С учетом вышеизложенного не противоречат Санитарные правила и остальным документам. Решением от 26 мая 2009 года N ГКПИ09-385 Верховного суда заявление отклонено.
В дальнейшем судебная практика также складывается в основном не в пользу природопользователей.

О решении Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2013 г. по делу № А40-68900/13

[…]
В ходе плановой выездной проверки […] было установлено, что […] для различных строительных отходов, образующихся в ходе технологических процессов и эксплуатации зданий и сооружений, предприятием не определены и не согласованы с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль, классы опасности отходов производства и потребления для здоровья населения и среды обитания человека, что является нарушением п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 […].

08 мая 2013 года должностным лицом Управления был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «…» и вынесено постановление № 503 от 21 мая 2013 г. о назначении административного наказания.
Арбитражным судом города Москвы были исследованы представленные доказательства. […]
Таким образом, на юридическое лицо с этапа образования отходов возлагается обязанность по определению классов опасности отходов, образующихся в результате его хозяйственной деятельности и их согласование с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

[…]
Однако Общество в процессе осуществления хозяйственной деятельности не обеспечило соблюдение указанных выше требований.
Решением от 12 августа 2013 г. Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении заявленных требований ООО «…» отказал, […] вина заявителя […] доказана, подтверждена соответствующими доказательствами, материалами административного дела и образует состав административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ.

7. Сроки выполнения работ

Сроки зависят от сложности и нетипичности отхода. Во-первых, срок определения компонентного состава может затянуться из-за поиска лаборатории, способной определить его правильно и имеющей необходимые пункты в области аккредитации. Во-вторых, если класс опасности рассчитывается на основе справочных данных, поиск нужных сведений тоже может занять дополнительное время. Если же класс определяется экспериментальным путем – определение может затянуться на месяцы. Готовый расчет направляется в Роспотребнадзор с заявлением. Последний этап – рассмотрение в Роспотребнадзоре и выдача письма о согласовании (в некоторых регионах письма не выдаются, просто ставится печать на титульном листе). В целом на всю процедуру уходит от 2 месяцев и более.

Заказать услугу

8. Штрафные санкции

Помимо того, что без данных «паспортов токсичности» предприятие не сможет получить лицензию на обращение с отходами, в случае проверки Роспотребнадзором будет выписано предписание по статье 8.2 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Иногда штрафуют по статье 6.3:
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

9. Словарь терминов

ГОСТ 30772-2001 РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.26 Опасные отходы: отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
3.28 Токсичные отходы: отходы, содержащие вещества, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут представить угрозу для человека в результате биоаккумулирования и (или) токсичного воздействия на биотические системы.

Федеральный закон 3 89-ФЗ:

Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов

ГОСТ 30772-2001

5.31 Складирование отходов: деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.

Выбирайте качество!