Неблагоприятные метеорологические условия НМУ для Санкт-Петербурга

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) погодные условия (ветер, туман), которые способствуют накоплению загрязняющих веществ (ЗВ) в приземном слое атмосферы и быстрому их распространению на близлежащие территории. В связи с чем предприятия обязаны ограничивать или сокращать объёмы своей деятельности (выбросов), согласно 96-ФЗ, ст. 19.

После разработки ПДВ (проекта допустимых выбросов) предприятия России обязаны предоставить план мероприятий НМУ. До недавнего времени для Санкт-Петербурга и Ленобласти ввиду отсутствия законодательной базы такой практики не было.

17 июля 2017 Комитетом по природопользованию Санкт-Петербурга утвержден порядок подачи и согласования «Плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий» (17.07.2017 N 183-р).

Это означает, что с июля 2017 началась практика согласования плана мероприятий НМУ для Санкт-Петербурга.

 

Кому нужен план мероприятий при НМУ

План мероприятий обязаны разрабатывать все юрлица и ИП, использующие в границах Санкт-Петербурга производственные объекты – территории со стационарными источниками выбросов. Требование относится как к предприятиям федерального, так и регионального значения.

Также для всех предприятий, которые согласовали проект ПДВ до середины 2016 (то есть чей проект ПДВ не содержит Том инвентаризации) – дополнительно нужно разработать этот том.

 

Штрафы за отсутствие плана при НМУ

  • 1000-2000 руб. — штрафы для граждан
  • 2000-5000 руб. – для должностных лиц
  • 20000-100000 руб. – для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)

В качестве меры пресечения госинспектор может выписать предписание о приостановке выбросов ЗВ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий.

 

Законодательное основание разработки плана НМУ

  • Статья 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 3,4
  • Распоряжение от 7.12.2016 года N 403-р Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (с изменениями на 27 февраля 2017 года)
  • Методические указания РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденным 01.12.1986 Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды

Регламент при НМУ для Ленинградской области

По состоянию на сентябрь 2017 года регламент при НМУ для Ленинградской области не утвержден.

Контроль за выполнением мероприятий осуществляется Комитетом по природопользованию Санкт-Петербурга в рамках регионального госэконадзора, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному эконадзору.

 

Регулирование выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий

Определением режима и времени действия НМУ в Санкт-Петербурге занимается ФГУП Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Госмет). Госмет обязан информировать предприятия о наступлении и завершении периода НМУ и режима НМУ. 

Возможен вариант заключения договора с Госметом о передаче данных по НМУ на платной основе. Либо можно ежедневно отслеживать сводки метеоданных на сайте Госмета http://www.meteo.nw.ru (что неудобно). На основе полученной сводки за период предприятием составляется план мероприятий при НМУ.

Далее нужно согласовать составленную программу НМУ в Комитете по природопользованию.

Заявление вместе с планом мероприятий можно подать в уполномоченные организации или онлайн: заявление в Комитет можно составить в программе Интеграл, используя шаблон заявления по сокращению выбросов при получении прогнозов НМУ.

Результатом согласования будет являться заключение о согласовании мероприятий. Срок получения – 30 календарных дней.

 

Разработка плана мероприятий при НМУ

Какими должны быть мероприятия при НМУ:

  • эффективными и практически выполнимыми
  • разрабатываться под специфику конкретных производств (не шаблонность)
  • осуществление данных мероприятий должно приводить к минимальному сокращению производства (сокращение только при угрозе интенсивного скопления ЗВ в атмосфере)

Существует три режима работы предприятий в период неблагоприятных метеоусловий:

Режим Уровень снижения концентрации ЗВ в приземном слое атмосферы Описание
I режим НМУ Снижение ЗВ на 15-20% Организационно-технические мероприятия без снижения производительности предприятия.
II режим НМУ Снижение ЗВ на 20-40% Как для 1 режима, а также мероприятия, сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.
III режим НМУ Снижение ЗВ на 40-60% Как для 2 режима, а также мероприятия, сопровождающиеся временным сокращением производительности предприятия.

 

Поэтому в плане мероприятий НМУ прописываются три сценария работы предприятий с учетом пороговых значений каждого режима НМУ.

Важно учитывать вклад различных источников в формирование неблагоприятных приземных концентраций примесей (абз. 1 разд. 2 РД 52.04.52-85). Имеет смысл задать очередность мероприятий, в результате которых будут сокращены выбросы на источнике, в зависимости от его потенциальной опасности.

Мероприятия по сокращению выбросов в период НМУ бывают:

  • Частными, для конкретных производств
  • Общими, для любых предприятий (полный список в прил. 6 к РД 52.04.52-85).

Рассмотрим мероприятия при неблагоприятных метеоусловиях для трех режимов НМУ:

Мероприятия по сокращению выбросов при 1 режиме НМУ

Включают простые организационно-технические мероприятия, не отражающиеся на приостановке производства:

  • усиление контроля за соблюдением техрегламента производства
  • запрет работы на оборудовании в форсированном режиме
  • разделить во времени работу узлов, не связанных непрерывном технологическим процессом, при работе которых выбросы ЗВ достигают максимальных значений
  • контроль за контрольно-измерительными приборами и АСУ ТП
  • запрет на прочистку, ремонт оборудования, газоходов, в которых хранились загрязняющие вещества
  • контроль за герметичностью газоходов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделения
  • контроль за состоянием всех газоочистных установок
  • бесперебойная работа всех пылеочистных систем и сооружений и их отдельных элементов без снижения производительности или отключения на профосмотры, ремонты и т.п.
  • обеспечить эффективное орошение пылегазоулавливателей
  • проверить концентрации поглотительных растворов газоочистных установок на предмет соответствие регламенту производства
  • ограничить погрузочно-разгрузочные работы, связанные со значительными выделениями в атмосферу загрязняющих веществ;
  • использовать запас высококачественного сырья, при работе на котором обеспечивается снижение выбросов загрязняющих веществ;
  • интенсифицировать влажную уборку производственных помещений предприятия, где это допускается правилами техники безопасности;
  • прекратить испытание оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • обеспечить инструментальный контроль степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

 

Мероприятия по сокращению выбросов при 2 режиме НМУ

Подразумевают сокращение вредных концентраций веществ не более 20-40%. Включают как вышеописанные мероприятия при режиме 1 НМУ, так и меры по незначительному снижению производительности:

  • снижение производительности мощностей со значительным выделением ЗВ в атмосферу
  • остановка оборудования, если в период НМУ были запланированы ремонтно-предупредительные работы на оборудовании
  • использование более качественного сырья в периоды НМУ, если это позволяет снизить интенсивность производства без значительного отставания в производстве
  • перевод котельных и ТЭЦ, по возможности, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо, что обеспечивает снижение ВВ в атмосферу
  • ограниченное использование автотранспорта и других передвижных источников выбросов путем использования заранее разработанных схем маршрутов
  • остановка обкатки двигателей на испытательных стендах
  • принятие мер по предотвращению испарения топлива
  • запрет на сжигание отходов и мусора, осуществляемое без пылегазоулавливающих установок
  • остановка работы холодильных установок, влекущих утечку загрязняющих веществ

 

Мероприятия по сокращению выбросов при 3 режиме НМУ

Должны обеспечивать концентрацию ЗВ в приземном слое атмосферы не более 40-60%, что в особо опасных случаях может означать приостановку производства.

  • Приостановка/остановка производства со значительными выделениями ЗВ
  • Отключение отдельного оборудования со значительным выбросом ЗВ
  • остановка оборудование в случае выхода из строя газоочистных установок
  • запрет на погрузку/отгрузку готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источником загрязнения
  • использование более эффективного производственного оборудования
  • остановка пусковые работ на аппаратах и технологических линиях, сопровождающиеся выбросами ЗВ
  • запрет использования автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями
  • приостановка производств без систем газоочистки
  • поэтапное снижение нагрузки параллельно работающих однотипных технологических узлов