Развитие экологического законодательства 2019: нововведения, которые нас ждут

Реформа в экологической сфере началась еще в 2014 году, когда вышел Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В июле 2016 года вышла его новая редакция.

Помимо него, нововведения привнесли Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ и Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ. В данных законах содержатся нормы, определяющие порядок и этапы перехода страны к новой системе экологического контроля и надзора.

Многие из этих этапов уже реализованы, начиная с 2015 г. Например, проведена кампания по присвоению категорий объектам негативного воздействия (далее — НВОС) на окружающую среду. Теперь на основе полученных категорий природопользователи, эксплуатирующие данные объекты, осваиваются с новыми требованиями в сфере экологии.

Рассмотрим подробнее, какие требования уже вступили в силу, а к каким нам еще стоит приготовиться.

 

Заявленные и установленные требования

Федеральным законом № 219 объекты предполагалось разделить на 4 категории в зависимости от степени воздействия их на окружающую среду. Впервые упоминание о категорировании объектов НВОС появилось в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в 2011 г., но тогда оно предполагалось только в отношении экологического надзора и в итоге не было реализовано.

Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утвердило критерии категорий, и в конце 2016 года большая часть объектов встала на государственный учет, получив свидетельство о постановке на учет.

Нормы нового законодательства вступают в силу поэтапно, и следующий этап ожидает нас 1 января 2018 г. Согласно ФЗ-219, с этой даты на объектах I категории стационарные источники необходимо будет оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и о их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Однако, несмотря на близость начала действия данного требования перечень стационарных источников, на которых нужно реализовать это требование, еще не установлен, требования к системам учета не утверждены, а предложение рынка по подобным автоматическим системам довольно низкое.

Кроме того, с 1 января 2018 года пополнится перечень объектов государственной экологической экспертизы. Теперь в него войдут, помимо прочих, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования нового вида экологической нормативно-разрешительной документации – комплексного экологического разрешения (о нем подробнее будет рассказано ниже).

 

Нововведения экологического контроля и надзора с 2019 года

Следующий этап обширных нововведений начнется в 2019 году, в котором мы полностью переходим на новую систему государственного экологического контроля и надзора. С этого периода согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливается следующий перечень нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий:

  • предельно допустимые выбросы;
  • предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
  • технологические нормативы выбросов (опр.);
  • технические нормативы выбросов (опр.).

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются в отношении веществ, утверждённых Правительством РФ. Данный список веществ уже действует и содержится в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р, что подтверждено изменениями в Постановлении № 183 от 2 марта 2000 г. о порядке утверждения нормативов ПДВ, ВСВ. Теперь порядок утверждения нормативов ПДВ устанавливается не Минприроды, а Правительством РФ, так же как и утверждение технических нормативов выбросов для передвижных источников выбросов.

 

Новые обязательные документы с 2019 года

Теперь статья № 14 ФЗ-96 будет содержать требования по выдаче разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие, а не разрешения на выброс вредных веществ. Указанные разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие выдает уполномоченный орган (Ростехнадзор).

Важное изменение указано в дополнении к статье 15 96-ФЗ:

  1. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
  2. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, […], осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  3. Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, […] юридические лица и индивидуальные предприниматели, […], представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 Данные виды документов будут необходимы предприятиям, начиная с 2019 года. В этих документах расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов будут проводиться относительно веществ согласно Перечню из Распоряжения № 1316-р юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, строящими объекты I и II категорий, а также эксплуатирующими объекты II категории.

Такой расчет будет входить в состав комплексного экологического разрешения (далее – КЭР) и в приложение к декларации о воздействии на окружающую среду.

Для объектов III категории такие расчеты проводиться не будут, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Для IV категории расчет нормативов не будет проводиться при любых условиях.

Разрешение на выбросы/сбросы радиоактивных веществ будет выдаваться на 7 лет Ростехнадзором в порядке, установленном Правительством РФ.

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории на основе технологических показателей, не превышающих таковые для наилучших доступных технологий (НДТ).

Технологические нормативы будут устанавливаться в КЭР. НДТ будут содержаться в информационно-технических справочниках. Уже сейчас справочники для многих отраслей промышленности разработаны и опубликованы в свободном доступе. Правила разработки технологических нормативов будут устанавливаться, скорее всего, Росприроднадзором. Особенности установления технологических нормативов для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов будут устанавливаться временно разрешенные выбросы, сбросы, но только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. Временные нормативы будут устанавливаться на основе фактических показателей в разрешении на временные выбросы, сбросы или в КЭР.

Внимание! До 1 января 2019 года лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно временно разрешенными выбросами, временно разрешенными сбросами, планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности. (Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды»)

Требования к плану мероприятий и программе повышения экологической эффективности установлены в статье 67.1 ФЗ-7. План предусмотрен для объектов II и III категорий, программа – для объектов I категории. Программа отличается от плана большей масштабностью мероприятий, так как предусматривает реконструкцию, техническое перевооружение объектов.

И план, и программа содержат график снижения негативного воздействия объекта на окружающую среду на срок не более чем 7 лет. Правила разработки этих документов будут установлены уполномоченным органом, пока что 
(11.2017) таких правил нет.

Программа будет утверждаться межведомственной комиссией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 N 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности». Срок рассмотрения программы – 4 месяца. По итогам выполнения программ будут представляться ежегодные отчеты.

Комплексное экологическое разрешение 

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться на основании заявки, в состав которой будет включен обширный перечень сведений, в том числе расчеты технологических нормативов, обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, информация о реализации программы повышения экологической эффективности, планируемые ВРВ, ВРС, информация о ПЭК и т.д. Заявка размещается в сети «Интернет» для ознакомления всех заинтересованных лиц.

Для новых или реконструируемых объектов нужно подать заявку на КЭР за 2 месяца до ввода в эксплуатацию. Заявка в течение месяца проходит государственную экологическую экспертизу. КЭР выдается на объекты I категории, а также может быть выдано и для II категории при условии наличия НДТ для данной отрасли.

Комплексное экологическое разрешение КЭР содержит:

  • технологические нормативы;
  • нормативы допустимых выбросов (далее – НДВ), сбросов (НДС) высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
  • нормативы допустимых физических воздействий;
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • требования к обращению с отходами производства и потребления;
  • согласованную программу производственного экологического контроля;
  • срок действия комплексного экологического разрешения.

КЭР выдается на 7 лет при условии соблюдения технологических нормативов, НДВ и НДС, лимитов на размещение отходов и других условий. При изменении технологических процессов КЭР пересматривается, при незначительных изменениях вроде реорганизации юридического лица КЭР может быть переоформлено по упрощённой процедуре. КЭР может быть отозвано в случае нарушения его требований в течение шести месяцев и более. Порядок выдачи, переоформления, отзыва КЭР и его форма будут установлены Правительством РФ, чего с нетерпением ожидают экологи.

Статья 11. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ:

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
  2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

 

Декларация о воздействии на окружающую среду

Данная декларация составляется для объектов II категории и подается в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от уровня надзора над объектами НВОС. Декларация содержит меньше сведений, чем КЭР, в ней представлены декларируемые показатели выбросов, сбросов, отходов, а также информация о программе производственного экологического контроля (ПЭК). Однако вместе с подачей декларации будут представляться и расчеты нормативов НДВ, НДС и лимиты на размещение отходов. Декларация подается не ежегодно, а раз в 7 лет. Форма, порядок декларации будут утверждаться Правительством РФ.

 

Внимание! Изменения в КЭР и декларации могут быть произведены только одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов.

 

Кстати, объекты I, II и III категорий должны разрабатывать программу производственного экологического контроля уже сейчас. Однако методика и форма программы, разработанная Минприроды и утвержденная Министром еще в марте 2017 г. приказом Минприроды России от 16.03.2017 № 92, до сих пор не одобрена Минюстом, соответственно, не может вступить в действие.

С 2019 года нельзя выдавать разрешение на ввод объекта капитального строительства, если он как объект НВОС относится к областям применения НДТ и если НДТ в нем реализованы не будут.

 

Новые «Отходы производства и потребления»

Помимо изменений в воздухоохранной деятельности и охране водных объекто, в 2019 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В статье 18 теперь будет указано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I (в составе КЭР) и II категорий (в составе декларации).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Для IV категории не требуется ни разработка нормативов и лимитов на размещение, ни представление отчетности.

Кроме того, с 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Росприроднадзор).

 

Внесение платы за негативное воздействие НВОС с 2019

Ожидают нас изменения и в механизме взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Статья 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» Федерального закона №7-ФЗ содержит коэффициенты, применяемые с 2019 года при расчете платы за НВОС:

  • коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте НВОС. То есть, в данном случае плата за НВОС вообще не взимается, что должно простимулировать внедрение НДТ;
  • коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. То есть, снова плата за НВОС вообще не взимается при полном использовании отходов. Напомним, однако, что термин «использование отходов» теперь лежит вне правового поля. Федеральный закон № 89 содержит только термин «утилизация», который, очевидно, и будет применяться в данном случае:

 

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

 

  • коэффициент 1 будет использоваться, если объем или масса выброшенных веществ, сброшенных веществ, размещенных отходов лежит в пределах нормативов/лимитов.
  • коэффициент 25 — за объем или массу выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов, а также за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления.
  • коэффициент 100 — за объем или массу выбросов, сбросов, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. Кроме того, с 1 января 2020 года в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов, сбросов в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий или программой повышения экологической эффективности, плата за объем или массу выбросов, сбросов, НДВ, НДС или технологические нормативы, тоже подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

С 1 января 2019 года при исчислении платы за НВОС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

То есть, повышающие коэффициенты в данном случае использоваться не будут. Что будет с веществами I, II класса опасности, которые довольно часто встречаются в выбросах, пока неясно (11.2017).

 

Изменения административного кодекса

Помимо изменений в федеральных законах, вступят в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ. В КоАП РФ вводится статья 8.47, предусматривающая наказание за отсутствие КЭР:

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

 

Словарь терминов

 

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков

 

Технологический норматив выброса — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса;

Технологический показатель выброса — показатель концентрации вредного (загрязняющего) вещества, объема или массы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование;

 

Технический норматив выброса — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника;

 

Предельно допустимый выброс — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха

 

Временно разрешенные выбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;»;

 

Временно разрешенные сбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности.

 

Наилучшая доступная технология (далее — НДТ) — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.